в) Разделение ответственности за агрессию с кем-либо еще.
г) "Расчеловечивание" жертвы по принципу: "такой человек и не такого заслуживает".
д) Отрицание личной ответственности за агрессию ("он сам напросился", "так случайно получилось" и т.д.).
е) Поиск "разумных", логически убедительных аргументов.
Считается очевидным, что человек, многократно подвергшийся агрессии, в конечном счете, становится агрессивным. Может, в большинстве случаев это и так, но известны и обратные случаи, когда человек, подвергшийся агрессии, не только сам не становится агрессивным, но и укрепляется в мысли, что необходимо быть и оставаться добрым.
Особое внимание в научной литературе уделяется подростковой агрессии. Более того, она рассматривается как вполне нормальное явление. Были выделены два пика активности: у мальчиков – в 12 и 14-15 лет, у девочек – в 11 и 13 лет. Причем, у мальчиков более выражена склонность к прямой агрессии, а у девочек – к косвенной вербальной. Одно из возможных объяснений повышенной агрессивности – что агрессивность в этом возрасте способствует завоеванию и сохранению высокого статуса среди сверстников. Также замечено, что уровень агрессивности связан с самооценкой. Чем экстремальнее самооценка (крайне завышенная или крайне заниженная), тем выше агрессивность подростка.
Мотив и мотивация достижения успехов
Выраженное стремление человека добиваться успехов, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотив достижения успехов, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление добиться успеха и стремление избежать неудач. У человека могут быть одновременно развиты или не развиты оба этих мотива (что приводит либо к внутреннему конфликту, либо к пассивности).
С этими двумя мотивами функционально связаны (значимо коррелируют) самооценка, уровень притязаний, тревожность, аффилиация, мотив власти, беспомощное поведение, локус контроля и атрибуция ответственности.
На мотивацию могут оказывать влияние следующие факторы: потребность в достижении успехов, ценность успеха, стандарты выполнения, субъективная вероятность достижения успехов, представление о собственных способностях, атрибуция успехов и неудач (т.е. приписывание их тем или иным причинам).
Формируется в дошкольном возрасте, и его развитие непосредственно зависит от того, как окружающие ребенка взрослые люди обращаются (поощряют, остаются равнодушны, наказывают, помогают) с ним в тех случаях, когда он добивается успехов или терпит неудачи.
В младшем дошкольном возрасте, в период от 3-х до 5 лет, у детей появляется возможность оценивать свои способности и соотносить их со степенью трудности поставленной задачи, а так же они начинают различать, что в их достижениях зависит от приложенных усилий.
В ходе экспериментальных исследований было установлено, что у детей 4-5 лет данный мотив является достаточно развитым, а приблизительно к 5-6 годам становится достаточно устойчивым и мало изменяющимся.
В старшем школьном возрасте (от 4-5 до 6-7 лет) появляется способность оценивать вероятность достижения успехов в той или иной ситуации. А в школьном возрасте учатся строить стратегию своего поведения в ситуации достижения успеха.
В подростковом возрасте уже формируется умение точно и сознательно рассчитывать свои действия, ориентированные на достижение успехов. Причем с этого момента в оценке своих достижений они уже более ориентируются на оценку этих достижений со стороны сверстников, а не взрослых.
И чем выше уровень интеллектуального развития ребенка, тем быстрее и легче проходит процесс становления структуры мотивации достижения.
Мотив и мотивация власти
Выраженное стремление получить и сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем.
На мотивацию может оказывать влияние: потребность руководить, управлять людьми, контролировать их поведение, решать их судьбу.
Читайте также:
Диалогичность как универсальная характеристика
личностно ориентированных образовательных технологий
Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность.
Диалог как универсальная естественная форма ч ...
Социальная идентичность как часть «Я-концепции»
Понятие «идентичность» первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. ...
Темперамент и личность
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лиш ...