В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он все больше становится способным управлять своим поведением, родители начинают ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения и руководство необходимы, чтобы обеспечить его безопасность. Более того, когда его потребности усложняются, они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Он уже не может абсолютно свободно выражать свои потребности, должен учиться соотносить их с потребностями окружающего мира. Подросток должен отказываться от инфантильного поведения, научиться выражать гнев социально приемлемыми способами и тормозить практически любое проявление сексуальности.
Хотя подростков обычно не ограничивают, так как в детстве, с возрастом некоторые сохраняющиеся требования могут сильно досаждать им.
В целом ограничения предъявляются подросткам с целью не допустить нежелательного поведения. Так подростку могут запрещать отсутствовать дома после 10 часов вечера, употреблять алкогольные напитки, курить и так далее. Естественно, эти ограничения можно переформулировать как требования. Но даже тогда основная функция родительских правил состоит в том, чтобы, не допустить нежелательное поведение.
С другой стороны, родительские требования призваны способствовать поведению, которое они считают социально значимым. Так, подростки должны хорошо учиться в школе, должны демонстрировать определенную независимость. Таким образом, ограничения нужны, чтобы сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло бы иметь место; требования нужны, чтобы формировать желаемое поведение, которое иначе возникает, и способствует развитию вторичной социальной мотивации. Эти различия не всегда можно четко определить, в некотором смысле любое ограничение подразумевает требование и наоборот. Важно различать два аспекта воспитания - контроль мотивации, первичной и вторичной, которая может обуславливать социально неприемлемые формы поведения, и формирование вторичной мотивации, которая должна обеспечивать социально одобряемое поведение.
Дисциплинарных меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Одни нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если родительские требования и ограничения преимущественно отражают их понимание того, что ребенок должен или не должен делать, дисциплинарные меры представляют собой способы, которыми родители добиваются выполнения своих требований.
Из исследований, проведенных психологами видно, что многие родители считают, что их подростки хорошо подготовлены к жизни в обществе и вполне способны отвечать за свое поведение. Эти родители практически полностью доверяют своим детям и не видят необходимости во внешних ограничениях. Некоторые родители довольно жестко ограничивают поведение своих детей.
Родители агрессивных подростков по-разному предъявляют требования к своим детям. Одни не только мало требуют, но и пассивно терпят привычки, которые не вызывают у них одобрение. Другие, сильно ограничивающие своих детей, отличаются нетерпимостью к агрессии против себя и сексуальному поведению. Они последовательно добиваются выполнения своих требований и домашних обязанностей. В тоже время поощряют своих детей, проводят вместе время. Складывается обобщенный портрет родителей, которые, тем не менее, стремятся поддерживать близкие отношения с детьми [17, С. 125-135-6].
Читайте также:
Биографический очерк
Зигизмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от пре ...
Психология педагогической коррекции детской агрессивности
Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сфера ...
Функции эмоций
Задачу изучения функционального значения эмоций отчетливо поставил Э. Клапаред, показавший в результате ее реализации односторонность как классической, так и «периферической» интерпретации условий возникновения эмоционального процесса и п ...