4. Верифицируемостъ, т.е. проверяемость положений теории независимым исследователем. Для этого теория должна формулироваться таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, гипотезы и предложения были ясно определены и логически связаны между собой.
5. Внутренняя согласованность теории, т.е. теория должна быть свободна от внутренних противоречий; она должна объяснять несхожие феномены, следуя внутренней логике.
Сравнение двух перечней требований к «хорошей» психологической теории выявляет их относительное сходство. Так требование Б.Ф. Ломова о мере обобщения согласуется с критерием широты охвата разнообразных феноменов, наличие в теории добротных постулатов с критерием экономности, а проверяемость – это русский эквивалент иностранного «верифицируемость». Таким образом, разные исследователи, в разных странах, примерно в одно и то же время (1981 г. – второе издание «Теории личности», 1984 г. – монография Б.Ф. Ломова) формулирует почти идентичный перечень требований – критериев психологической теории, что повышает степень их обоснованности.
Проведенный анализ места личности в системе современного научного знания прежде всего показал, что проблема личности становится одной из актуальнейших в психологии. Во-вторых, именно в личности заключена специфика человека, отличающая его от животного. В-третьих, проблема личности не является сугубо психологической и исследуется практически всеми общественными и многими естественными науками. Вместе с тем проблема личности это и самостоятельная психологическая проблема, разработкой которой занимаются многие отрасти психологической науки. В-четвертых, сложность и многоаспектность объекта изучения – личности – требует обоснованных критериев для оценки психологической теории. Все это позволило нам вплотную приблизиться к проблеме личности в психологии.
Читайте также:
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, ...
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...
Влияние профессионально-этических требований на личность врача
Работа врача зачастую подразумевает оказание не только медицинской помощи, но и глубокого психологического влияния, поэтому специальные требования к наличию профессиональных и этических принципов являются наиболее существенными. В связи с ...