В подростковом возрасте негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов. В гармоничной семье все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм. Даже психопато-подобные изменения после перенесенных психических заболеваний в гармоничной семье скорее и полнее компенсируются.
Лишь при конституциональных и органических психопатиях дезадаптация может быть стойкой при самой благоприятной семейной атмосфере.
Семьи разнятся и по своему структурному составу, и по функциональным особенностям. Различают по составу семью полную (наличие отца и матери в семье подростка) и неполную (отсутствие одного из них). Семья по составу может быть расширенной (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи). Искаженной^ или деформированной, называют семью, где имеются отчим или мачеха.
В социопсихологических и педагогических исследованиях нередко большое значение в подростковых нарушениях придается неполной семье, «безотцовщине». В нашу эпоху, как известно, во многих странах серьезной социальной проблемой стал высокий уровень разводов. В нашей стране число разводов от числа зарегистрированных браков составляло в 1950 г. 3,5%, а к концу 1960-х годов оно достигало 30-40% (Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н., 1981)1. Если в общей популяции лишь 14—22% подростков растут в неполной семье (Саратовская Л. Г., 1968; Эй-демиллер Э. Г., 1976 — цит. по: Личко А. Е., 1977), то среди тех, кто обнаруживает психопатоподобные нарушения поведения, до 45% оказываются из неполных семей (Эйдемиллер Э. Г., 1978 — цит. по: Личко А. Е., 1983).
Однако не мешает вспомнить, что в трудные послевоенные годы многие семьи остались без отцов, что не помешало большинству сирот вырасти вполне социально адаптированными личностями. Решающее значение имеет не состав семьи, а степень ее гармоничности, но, конечно, неполной или деформированной семье гармоничной стать труднее.
В гармоничной семье ее члены связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, никто из членов семьи не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли других членов. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества и даже противопоставляет себя ему.
Негармоничные семьи отличаются нарушением внутренних функциональных отношений. Они могут быть разделены на несколько видов. Ниже приводится схема такого разделения применительно к семьям подростков, предложенная Э.Г. Эйдемиллером (1976) с нашими дополнениями.
Читайте также:
Модель А.Е. Личко
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позицию Леонгарда ...
Схема апперцепции
Когда формируется прототип - ранний вариант личности, воплощающий цель, - устанавливается направление и ориентированность жизни индивида. Все это, по мнению Адлера, предсказывает, что случиться в его жизни в дальнейшем.
Ребенок будет вос ...
Роль установок в запоминании
Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к ...