Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».
В конце 20-х годов ХХ века забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б.Б.Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение и ему трудно сосредоточиться на другом [11].
Но забывание не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы – повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается.
Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:
1)старческого, когда пожилой человек помнит раннее детство, а все ближайшие события не помнит, 2)при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явления, что и в старческом возрасте, 3)раздвоения личности – после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.
Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой.
Таким образом, главным средством борьбы с забыванием знаний является использование их в дальнейшей деятельности, применение на практике. Это ведет не только к сохранению прошлых знаний, но и к более глубокому их усвоению.
Читайте также:
Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развит ...
Теоретические аспекты исследуемой проблемы
Проблема приобщения детей к курению табака, несмотря на ее очевидную актуальность, широкого обсуждения в отечественной научной литературе до настоящего времени не получила. Публикации на эту тему в медицинских журналах касаются преимущест ...
Общие основы внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, в них отражается то, что мы воспринимаем, то, думаем, то, что себе вспоминаем или представляем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себ ...