Конечно, искусство общения и его функции более ярко проявляются при разрешении конфликтов, в индивидуальных и коллективных беседах, протекающих в формах дискуссии, полемики, споров.
В деятельности педагогического работника все большее распространение получают активные формы общения, требующие более высокой культуры и корректности. Умение выслушивать собеседника, понимать его, искренне переживать за оппонента требуют от педагога выдержки, способности регулировать свое эмоциональное состояние. Нельзя допускать так называемого ролевого общения, когда с позиций своей должности преподаватель излишне категорично высказывает свое мнение, порой с металлическим оттенком в голосе. Студент, понимая разницу в занимаемом положении, может внешне принять ваше рассуждение, но в глубине души он останется на прежних позициях и в состоянии неудовлетворенности общением.
Вообще, открытый показ любым человеком своего превосходства в знаниях проблемы, в своей эрудиции затрудняет контакт с собеседником. И, наоборот, личностный подход в общении, проявление заинтересованности к беседе и к собеседнику, аргументированный, правдивый ответ даже с отрицательным результатом не оставляет разочарования от общения.
В педагогической деятельности часто приходится общаться со студентами на неприятные для собеседника темы. В таком случае психологи рекомендуют начать беседу с нейтральных, а лучше положительных факторов, связанных с деятельностью реципиента. Это позволяет сформировать позитивную установку на дальнейшее восприятие информации.
Более подробно мы остановимся на тактике общения при разрешении спорных вопросов, рассмотрим общение как межличностное взаимодействие.
Деловое общение в конфликтных ситуациях требует от собеседников высокой общей культуры, так как эмоциональная сфера человека окрашивает всю его психическую деятельность, включая и мышление. Поэтому в состоянии возбуждения общающимся трудно объективно оценивать обсуждаемую информацию, что часто переносится на восприятие личности и формирует неприятие друг друга. В таких случаях конфликт усиливается и вовлекает в свою орбиту других членов коллектива, придает психологическому климату напряженный характер. В этой связи, для педагогического работника возрастает необходимость знаний социально-психологических законов формирования и функционирования межличностных отношений, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности людей и способов общения при разрешении возникающих противоречий.
Такие взаимосвязи и взаимовлияния протекают на фоне социального контроля, который осуществляется на основе моральных норм, принятых в обществе, и который обеспечивает коррекцию поведения, если эти нормы нарушаются, включая механизмы социального контроля (осуждение, наказание или просто неодобрение). При этом существенную роль играют так называемые ролевые ожидания. Хочет того человек или нет, но окружающие ждут от него поведения, соответствующего принятым образцам. И если ролевые ожидания не оправдаются, между собеседниками возникает психологическое напряжение и, наоборот, соответствие слова и поведения взаимодействующих людей, приписываемым ожиданиям друг друга, обеспечивает успешность общения. Вот такое умение человека безошибочно приписывать другим ожидания того, что они готовы принять, называется тактом. Это не значит, конечно, что тактичный человек во всех случаях должен следовать предугадываемым ожиданиям. При расхождении принципов и убеждений тактичный человек вступает в противоречия, но делает это корректно, без оскорбления и унижения личности. Чаще же игнорирование приписываемых ожиданий ведет к бестактности, под которой понимается деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие собеседников.
В педагогической работе нарушение такта в общении приводит к крайне нежелательным последствиям - скрытым или открытым конфликтам, падению авторитета педагогического работника. Поведение, не соответствующее ролевым ожиданиям, приводит к межличностным конфликтам, что в свою очередь отрицательно сказывается на психологическом климате коллектива.
Читайте также:
История развития генетики поведения в России
Евгеническое движение.
19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В д ...
Мотив и мотивация тревожности
Этот мотив заинтересовал ученых вскоре после того, как распространившиеся в мире конкурентные отношения людей, основанные на свободной рыночной экономике, привели к общему повышению уровня тревожности среди масс людей.
Высокотревожные лю ...
Место психологии в процессе управления
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению многих исследователей, п ...