Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения определённых смыслов и построенных на их основе способов поведения. Человек, находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные [30]. Ценности бывают витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические [70]. Н.Д. Никандров анализирует нравственные и образовательные ценности в воспитательных системах Востока и Запада, даёт характеристику общечеловеческим ценностям в их современной Е.В. Бондаревская в основу личностных ценностей человека кладёт "ценностную лестницу потребностей" А. Маслоу, а также три основных класса универсалий В. Франкла: ценности творчества (в том числе и труда), ценности переживаний (прежде всего, любви), ценности отношений (в первую очередь, педагогических) [29].
н. Считаем, что для понимания сущности коммуникативной культуры преподавателя наибольшую важность имеют эти три вида ценностей, ценности нравственные, ценности, определяемые потребностями и ценности переживаний, которые зиждутся на идеалах добра, любви к человеку, творческого отношения к труду.
2. Основной характеристикой любого, в том числе и педагогического, труда является профессиональная компетентность субъекта деятельности. Под педагогической компетентностью Л.М. Митина понимает "знания, мнения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения".
Говоря о коммуникативной культуре преподавателя, предполагаем, что наличие знаний норм и правил педагогического общения, а также представлений о структуре, сущности и функциях коммуникативной культуры преподавателя, наличие коммуникативных умений и навыков также входят в её структуру наряду с вышеназванными ценностями.
3. Личность как носитель культуры имеет внутренние - нравственные - и внешние - поведенческие и речевые характеристики. Нравственная культура человека зависит от прочности заложенных в нём обществом нравственных понятий и проверяется нравственными поступками. Нравственность всегда формируется с личностью, составляет принцип её бытия и неотделима от содержания "Я". "Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этике, эстетической культуре. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальные возможности личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура" [85].
Речевая культура - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [48].
Таким образом, культура - это сложный сплав ценностных, деятельностных и личностных аспектов, не имеющий однозначного и универсального определения, который, вместе с тем, можно, проанализировать и определить в контексте той или иной области человеческой жизни. Поскольку объектом нашего исследования является коммуникативная культура преподавателя, то эта область - профессионально-педагогическая культура преподавателя и ещё конкретнее - культура педагогического общения. Отсюда следующий вопрос: как соотносятся между собой понятия "общение" и "коммуникация"?
Термин "коммуникация" (лат.communicatio - делать общим; связывать; общаться) в наши дни используется в трёх значениях:
Читайте также:
Общие свойства связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство, свойствен на ...
Основные виды манипуляций в деловом общении и механизм их нейтрализации
Деятельность современного человека невозможно представить вне общения с окружающими людьми. Для представителей ряда профессий: менеджеров практически всех специализаций, секретарей-референтов, руководителей различного уровня и других – ум ...
Отношение Фрейда с Карлом Г. Юнгом
Как и во всех других отношениях здесь обнаруживается та же динамика: великие надежды, огромный энтузиазм и разрыв. Здесь также прослеживается зависимость, но зависимость, где доминирующая личность зависит от тех, кто от неё зависим. Юнг а ...