Изучая "мир общения", в котором развивается и формируется личность, исследователи рассматривают модель коммуникативного мира личности, ее коммуникативного потенциала. Исследуя возможности самореализации личности в структуре коммуникативного мира, В.И. Кабрин [91] рассматривает коммуникативный мир личности как сферу "творческой самореализации, самостоятельно формируемой личностью посредством системы взаимных коммуникативных отношений с определенными членами группы". Возможности расширения коммуникативного мира, качественное его изменение зависит от способностей субъекта общения. Р.А. Максимова [146] использует понятие коммуникативного потенциала личности для обозначения "определенного комплекса коммуникативных качеств, характеризующих возможности человека в плане общения и обеспечивающих равновесие во взаимоотношениях с окружающими".
В исследовании доказано, что достаточно развитый коммуникативный потенциал есть необходимая существенная характеристика человека, способствующая нормальной жизнедеятельности его как личности и эффективности его как субъекта деятельности.
К числу существенных компонентов коммуникационного потенциала личности были отнесены: коммуникативная активность, эмоциональная реактивность и уверенность в общении. Говоря о важной роли коммуникативного потенциала в социальном развитии личности, автор отмечает, что он является важной предпосылкой для успешной адаптации человека в ближайшей социальной среде. При снижении коммуникативного потенциала в целом происходит уменьшение активности человека как субъекта общения (сужение круга общения, избирательность в процессе общения, замкнутость) и повышение у него эмоциональной реактивности к социальным воздействиям, неудовлетворенность - разного рода - межличностными отношениями.
Уникальные особенности общения, как формы, в которой протекает деятельность людей, в том числе и такая специфическая, как воспитание, заставляет педагогов серьезно изучать проблемы общения. В педагогических исследованиях общения выделяются два направления. Одно из них рассматривает общение как основу педагогической культуры преподавателя, его особенности и возможности. Другое изучает возможности подготовки студентов к общению и формированию культуры общения.
Трудности в разработке этих проблем в следующем: во-первых, отсутствие специальных программ, учебников, пособий, дающих возможность ориентироваться в преподавании подобных предметов, нечеткость и расплывчатость их содержания; во-вторых, отсутствие специалистов-преподавателей, способных вести обучение.
Кроме того, наличие нескольких преподавателей в вузе, обучающих манерам и приличиям на занятиях, развивающим коммуникативные навыки студентов, на наш взгляд, проблему не решит, поскольку коммуникативная культура формируется, в первую очередь, в повседневном общении. Однако на сегодняшний день ситуация такова, что не обладающие в массе своей развитой коммуникативной культурой взрослые не развивают ее у детей, что приводит к неподготовленности большого их числа к эффективной жизни в обществе уже в детстве, отрочестве, юношеские годы.
Трудно сформировать культуру общения у студентов, если в вузе не создана атмосфера уважения к самому процессу общения, если не культивируется в вузе вежливость и галантность, в первую очередь, среди педагогов. Поэтому каждый педагог должен быть носителем эталона поведения в общении, должен осознавать себя субъектом общения и обладать высоким уровнем коммуникативной культуры.
Необходимость обучения педагога активному общению вызвана и спецификой педагогической профессии, относящейся к "коммуникативным профессиям". В работах, посвященных подготовке преподавателя, отмечается, что обучение педагогическому общению все больше осознается как необходимая задача педагогики высшей школы, как неотъемлемая часть обучения педагогическому мастерству. В исследованиях последнего времени задача ставится конкретнее: основой подготовки преподавателя должно стать обучение его общению. Поэтому специальной (предметной), методической подготовкой обязательно должна стать коммуникативная подготовка студентов педагогического вуза [67, 79, 96, 109, 117, 121, 127, 200].
Читайте также:
Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошед ...
Меланхолический темперамент
Меланхолический темперамент.
Меланхолика отличают стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную то пробирается вдоль стен. Самую простую веешь, эти люди ...
Сущность субкультуры
Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений уча ...