Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.
Волевой компонент – это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные).
Степень выраженности компонентов в этой триаде может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности – темпераментом, интроверсией и экстраверсией [15, с.11].
По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых – от таких вполне социально одобряемых форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологии: войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и пр.
Исследователи выделяют следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение:
* недостаточное развитие интеллекта;
* сниженная самооценка;
* низкий уровень самоконтроля;
* неразвитость коммуникативных навыков;
* повышенная возбудимость нервной системы.
В реальной жизни довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней прогрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких либо иных факторов. Н.М.Платонова считает, что определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности поможет анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, таких как например, значимость конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение, контролировать свои чувства и др.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личной вовлеченности:
- ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
- агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
- устойчивое агрессивное поведение личности;
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа);
- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий);
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями);
- деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый вред самой личности или окружающим ее людям);
4. По выраженности патологической составляющей :
- нормальное агрессивное поведение;
- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств;
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств;
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов [2, с.20].
В содержательном плане ведущими признаками агрессиного поведения Е.В. Змановская считает такие его проявления:
- выраженное стремление к доминированию над людьми;
- использование людей в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли) [2, с. 23].
В структуре агрессивного поведения Н.М.Платонова выделяет несколько взаимосвязанных уровней:
1) поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
2) аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства);
3)когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);
4) мотивационный (осознанные цели или бессознательные агрессивные стремления) [51, с.117].
Агрессивное поведение можно отличить как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентантами агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты.
В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение К.Бютнер рассматривает такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки, склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию «может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению) [17, с.84].
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты. Как определяет это понятие словарь, «психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта»[34, с. 452]. Функцией психологической защиты является ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность, переживаний. Е.А.Маркова и А.Н.Волкова считают, что и само агрессивное поведение может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. В то же время работа зрелых психологических защит может предотвратить или уменьшить интенсивность агрессивных проявлений. О действиях психологической защиты можно говорить тогда, когда, например, вместо выявления причин проблемной ситуации человек начинает искать «виноватого» и продумывать способы отмщения.
Читайте также:
Стресс на работе
Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то сча ...
Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, котор ...
«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизир ...