Заключение

Информация » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Заключение

Страница 2

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Агрессивное действие – это намеренное поведение, следовательно, может контролироваться личностью, а склонность к ней снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

На агрессивное поведение оказывают большое влияние индивидуально-личностные характеристики человека, такие как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки, склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты.

Ученые предлагают несколько классификаций агрессии, характеризуя ее виды по направленности, форме, силе и причине проявления. Так же выделяют патологическую агрессию – возникающую в результате потери контроля над своими действиями или вследствие патологии различных сфер психики.

Характеризуя особенности агрессивного поведения детей, психологи отмечают, что характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями - каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности, ее развитию. Важную роль здесь играет среда развития, особенно семейное окружение.

Подростковая агрессия выполняет три основных функции: это лучший способ защиты своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы, выплеск психологического напряжения, достижение своей цели.

Решающим фактором формирования агрессивности так же являются движущие силы и мотивация агрессии у детей. В зависимости от личностных характеристик и условий развития у подростка вырабатывается склонность к определенным видам агрессии – физической, вербальной, косвенной агрессии или проявлению негативизма.

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что проявление агрессии в возрасте 13 – 15 лет имеет свои особенности:

1. На качество общения подростков наибольшее влияние оказывают такие компоненты как физическая агрессия, негативизм, вербальная агрессия и чувство вины, что впоследствии влияет на их дальнейшее развитие и поведение.

2. Практически все подростки испытывают чувство враждебности по отношению к окружающим, при этом многие из них находятся в состоянии готовности проявлять негативные чувства открыто и активно. Индекс агрессивности у учащихся несколько ниже, однако, в сочетании с враждебностью, можно говорить о том, что большое количество подростков испытывают сильные негативные эмоции, которые не могут не влиять на развитие их личности.

3. Большинство учащихся стремится поддерживать дружеские взаимоотношения, решать конфликтные ситуации мирным путем, приспосабливаться к окружающим. Однако, определенный процент подростков (25%) склонны к применению физической силы или враждебным словоизлияниям.

Исследование показало, что неформальная структура группы представлена лидерами, выбранными по всем исследуемым категориям (интеллектуальные качества, деловое общение, эмоциональный и коммуникативный выбор), среднестатусными подростками и учащимися с низким статусом. Большинство подростков оцениваются как приятные в общении, обладающие качествами, необходимыми для дружеского взаимодействия.

Анализ влияния социально-психологического статуса подростка в группе на агрессивность поведения показал, что на интеллектуальный статус подростков оказывает влияние такой показатель как склонность к проявлению открытой агрессии. Эмоциональный статус взаимосвязан с агрессивностью, как свойством личности подростка. Для поддержания высокого эмоционального статуса подростки пробегают к физической агрессии и негативизму. Коммуникативный статус подростка тем выше, чем больше дерзости в тоне и содержании его речи. Однако склонность к открытой агрессии не приветствуется подростками при определении коммуникативного статуса товарищей. Способность подростка проявить силу против другого человека отличает учащихся имеющих высокий статус, однако, при этом они отличаются умением сдерживать свои эмоции и прибегать к конструктивным способам решения проблем. На неосознанном уровне выбираемыми являются подростки, склонные к проявлению негативизма, физической, косвенной и вербальной агрессии, имеющими агрессивность как черту характера, испытывающие обиду и раздражение. Однако чем выше бессознательный статус учащегося, тем более выражены его социальные установки, ориентация на социальную кооперацию, на приспособление к окружению. Подростки, которые предпочитают остаться незаметными в классном коллективе, обычно не прибегают к речевой агрессии, не склонны проявлять негативизм, в исключительных случаях могут проявить вспышку открытой агрессии, чем несомненно удивят одноклассников Неосознанно отвергаемыми являются учащиеся, имеющие ярко выраженное недоразвитие установок социального сотрудничества, на фоне которого более четко выражен негативизм. Таких подростков отличает еще и недоверие, осторожность по отношению к людям, убежденность в том, что другие люди целенаправленно приносят им вред.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характерист ...

Основные формы чувств
Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данными к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. Но пусть наблюдатель попытается распространить с ...

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта