Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

Информация » Подростковая преступность как проблема современного общества » Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения

Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения.

Подросток, совершивший преступление, имеет следующие психологические свойства: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты,- проекцией своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, способность к стойкой реализации такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей.

Нормативное поведение личности характеризуется радом психологических особенностей и закономерностей.[4] Оно развертывается в социально проблемной ситуации, включает процессы выработки и принятие нормативных решений, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности, и оно включает сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы.

При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правонарушение, базирующееся на общественном правосознании. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания.[5]

Отклонения от норм сознания и поведения подростков- правонарушителей зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Исследование лиц, совершивших преступление, позволили выявить следующие закономерности:

-правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

- преступник отрицает конкретную правовую норму и группу норм, защищающих общественные отношения, на которые он посягнул;

- преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает несправедливым (обычно, излишне суровым) в отношении себя.

Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.

Перед психологом, и психосоциальным работником, практикующим в учреждениях социальной изоляции, стоит серьезная задача индивидуального планирования диагностической и коррекционной работы с подростком-правонарушителем.

Реализация задачи по развитию правосознания у подростков-правонарушителей с применением принципа активности изучения включает в себя актуализацию эвристической деятельности у учащихся.

Во-первых, нужно отказаться от распространенной формы передачи готовых знаний подростку о существующих правовых нормах.

Во-вторых, последствия нарушения нормы не следует, рассматривать с преобладанием мотивов запугивая, за возможное преступление.

Преодоление дефектов правового сознания у подростков-правонарушителей предполагает актуализацию рефлексии у подростков, без которых невозможно осмысление собственных действий и их законов.

Таким образом, к психологическим особенностям подростков-правонарушителей относятся: отсутствие сдержанности и агрессивность поведения, склонность к межличностным конфликтам, упрямство, неумение подчиняться, трудности социальной адаптации, сочетающиеся с мощным механизмом психологической защиты, проекцией своих собственных проблем, чувств, склонность к асоциальному поведению и пренебрежение к морально-этическим нормам.

Читайте также:

Психология индивидуальности
В психологии сложилось несколько традиций понимания индивидуальности. Первоначально, индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных ...

Темперамент и личность
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лиш ...

Влияние семьи на возникновение и течение психических расстройств
В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изучением только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье). Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта