Ряд конкретных исследований, проведенных сотрудниками Медико-биологического института, обсуждается также в соответствующих разделах данной книги.
Вообще следует сказать, что Медико-биологический, а впоследствии Медико-генетический институт был уникален для своего времени как по целям, так и по результатам работы, которая проводилась его сотрудниками. Более 700 пар близнецов всесторонне изучались медиками и психологами Института. Существовавшая в институте система оказания всех видов амбулаторной и стационарной медицинской помощи близнецам обеспечивала постоянное наблюдение за каждой обследуемой парой. При Институте был создан и специальный детский сад для близнецов, где они находились под постоянным наблюдением врачей и психологов (Левит С.Г.,1936).
К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики (в период засилья в биологической науке Т.Д.Лысенко) в 30-е годы, не обошли и Медико-генетический институт. В 1936 году началась открытая травля С.Г.Левита и института в целом, что привело к его закрытию летом 1937 года. В 1938 году С.Г.Левит был арестован и впоследствии расстрелян. После этого исследования по генетике поведения в СССР прекратились. И лишь после ослабления позиций Т.Д.Лысенко в 60-е годы научная работа в этом направлении стала опять возможной.
Возобновление отечественных психогенетических исследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б.М.Теплова - В.Д. Небылицына, а с 1972 года продолжались (под руководством И.В.Равич-Щербо) уже в специальной лаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы (СНС), разработанная Б.М.Тепловым и его учеником В.Д.Небылицыным. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы.
Этапы пути, пройденного лабораторией в 70-80-е годы, представляют собой последовательный переход от изучения природы СНС как физиологической основы индивидуальности к анализу соотношения свойств нервной системы с психологическими характеристиками и к изучению роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуального разнообразия всевозможных психологических и психофизиологических характеристик человека.
Практически все исследования, проводимые в лаборатории в 70-е годы, были нацелены на проверку упомянутого предположения о врожденном, наследственно обусловленном характере индивидуальных особенностей функционирования центральной нервной системы, лежащих в основе СНС (Шляхта Н.Ф., 1978; Шибаровская Г.А., 1978; Василец Т.А., 1978 и др.). В те же годы начала использоваться регистрация биоэлектрической активности мозга у близнецов, вначале в качестве одного из индикаторов СНС (Равич-Щербо И.В. и др.,1972; Шляхта Н.Ф., 1972, 1978; Шибаровская Г.А., 1978), а затем и как самостоятельный биоэлектрический феномен (Мешкова Т.А., 1976; Беляева Е.П., 1981; Гавриш Н.В., 1984).
Применение техники выделения вызванных потенциалов (ВП) позволило подойти к анализу наследуемости нейрофизиологических механизмов переработки информации. Первая работа в этом направлении была посвящена анализу зрительных ВП (Марютина Т.М., 1978). В дальнейшем список исследуемых нейрофизиологических показателей расширялся за счет включения таких показателей, как слуховые ВП (Кочубей Б.И.,1983), потенциалы мозга, связанные с движением (Малых С.Б., 1986), условная негативная волна (Малых С.Б., 1990).
Читайте также:
Биография А.Г. Асмолова
Родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психол. наук (1976), доктор психол. наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Гла ...
Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции.
Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...
Настроение
Настроение. В психологической литературе имеются противоречивые взгляды на природу настроения. Одни авторы (Рубинштейн, Якобсон) считают настроение самостоятельным психическим состоянием, другие рассматривают настроение, как совокупность ...