Сущность дифференциальной психометрии

Основы психометрии » Сущность дифференциальной психометрии

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на "общую" и "дифференциальную".

Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).

Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

В этой второй области психометрии. разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различных методов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрических требований.

Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения.

Вот основные из них:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

Рассмотрим подробнее валидность и надежность.

Читайте также:

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...

Гендерные особенности психологического портрета врача
Учитывая специфику личностных особенностей профессиональной деятельности врача, основные формы его проявления, а также субъективные и объективные факторы воздействия профессиональной деятельности нельзя отнестись с пренебрежением к гендер ...

Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта