Социально-психологическое напряжение, которое испытывает человек в период экономической нестабильности, в переходные этапы исторически обусловленных изменений, побуждают его искать различные источники реализации вышеуказанных психологических потребностей. С изменением отношения людей нашего общества к психологии как науке, призванной и способной оказывать реальную практическую помощь, а так же с увеличением количества общедоступной литературы по психологической проблематике и всеобщей "психологизацией" средств массовой информации, психология становится актуальной, значимой и востребованной отраслью. В связи с этим, можно с твердей уверенностью утверждать, что сегодня для казахстанской исследовательской науки особо остро стоит вопрос о развитии консультационных служб, ориентированных на оказание практической психологической помощи.
С начала нового тысячелетия в публикациях казахстанских психологов (С.М.Джакупова, Н.К.Сатыбалдиной и др.) все чаще отражается мысль о необходимости развития практической психологии в отечественной науке. И разработка научно-практической и методической базы консультационных психологических служб становится одним из актуальных и приоритетных направлений практической психологии. Вместе с тем, практическая психология, как новая отрасль психологической науки, должна "не только разрабатывать психотехнические и психотерапевтические технологии работы с людьми, нуждающимися в психологической помощи", но проводить разносторонние научные исследования в данной области для формирования научной теоретико-методологической базы у нас в республике.
До недавнего времени особое внимание уделялось развитию практической психологии в школьной психологической службе, а так же в специальных медицинских учреждениях, таких как центры психического здоровья, поликлиники, наркодиспансеры. Вне области внимания теоретических и практических исследований остаются проблемы психологических служб в бизнес-структурах, военских частях, в колониях, а так же вопросы реабилитации и реадаптации освобожденных, психологическая помощь инвалидам и т.п.
Появление на всём постсоветском пространстве сети Кризисных центров, служб "Телефона доверия", созданных и развивающихся при поддержке различных международных фондов, частично компенсировало отсутствие психологических услуг для финансово и социально незащищенных слоев населения. Развитие практической психологии в рамках работы психологических служб Кризисных центров, по нашему мнению, шло спонтанно, интуитивно. И эффективность психологической помощи зависела не столько от использования психологами результатов современных научных исследований в области практической психологии, а, сколько от личности самого психолога, его отношения к современным достижениям психологии, уровня его профессиональной и личностной готовности к оказанию помощи.
Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.
Читайте также:
Общие свойства связанных с представлениями чувств
Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представлений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство, свойствен на ...
Задачи психологического исследования в понимании Сергея Леонидовича Рубинштейна
Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.
Таким обр ...
Механизмы самосознания
Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.
Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов, т. е. осознать то, что мир существует независимо от него, но в ...