Как только австралопитек прошел все стадии развития и стал человеком, то он тут же стал замечать, что нет похожих друг на друга людей. Все они отличались не только внешностью, то есть физиологически, но и психологически. Это различия и в эмоциональной, и в волевой, и в интеллектуальной, и в мотивационной сферах и т.д. Разнообразное сочетание таких различий теоретически может приводить, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей.
Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественной психологической, социологической и философской литературе. Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г.М. Гак,1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. Однако И.И. Резвицкий утверждает, что сведение её только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена. По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение её отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) – необходимое, но не достаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть её внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы её функционирования и развития, определить её место в общественной структуре. Единичное, согласно И.И Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее – её содержательная основа, сущность. Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека. В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как-то в своё время сделали Л.С. Выготский (1926) или П.П. Блонский (1964), писавший, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному (Н.К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность – это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену), представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует, прежде всего, особенности человека как личности, а особенности его бытия – это и следствие индивидуальности человека, и её причина.
С.Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. (с 210,1)
Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека – сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
Читайте также:
Борьба с фобиями
Понятно, что с проблемой фобий нужно бороться. Но возникает вопрос, можно ли. Ну если и не бротся с ними, то воздействовать на них можно. Выделяют 2 основных способа воздействия на фобии:
1. Терапевтическое (с помощью медицинской помощи) ...
Семья аутичного ребенка
Аутичные дети, как правило, первые, а нередко и единственные в семье. Из-за отсутствия опыта родители долго не замечают особенностей ребенка. Третий год жизни является критическим для родителей, так как становится очевидной серьезность от ...
Классификация ревности
Существуют разные взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблему классификации чувства ревности.
Такие отечественные как Т.М. Заславская и В.А. Гришин выделяют следующие типы ревности:
1. Собственническая ревность. Её "девиз ...