«Ониомания» — навязчивое желание осуществлять покупки в количествах, выходящих за пределы разумного. По мнению психологов (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания — это заболевание не менее серьёзное, чем алкоголизм, наркомания и другие порочные зависимости. Характерно (Орлова Т., 2007), что «навязчивой магазинной зависимостью» страдает более 20% жителей развитых стран и с каждым годом эта цифра увеличивается.
Типичные для ониомании постоянные необдуманные траты в магазинах и импульсивные покупки способствуют (Ценев В., 2006; Кукк В., Гроб У., 2007) :
· формированию финансовых долгов и ухудшению состояния семейного бюджета;
· семейным конфликтам и распаду семей;
· совершению антисоциальных поступков с целью решения финансовых проблем для реализации своего навязчивого пристрастия (ониомании).
Симптомами ониомании являются:
· импульсивное желание купить все подряд;
· плохое настроение в случае невозможности осуществить покупки;
· систематическое желание снять стресс новыми приобретениями и ощутить временный суррогат счастья.
Но самым существенным аспектом проблемы ониомании является её негативное влияние на психическое и физическое здоровье человека. Согласно литературным данным (Пономарев П., 2006; Кукк В., 2007), ониомания (шоппингомания) способствует инициированию:
· вегето-сосудистой дистонии, психосоматичеческих заболеваний, артериальной гипертензии;
· депрессии, неврозов, страхов, стойких нарушений сна, агрессии и аутоагрессии;
· снижению иммунной резистентности;
· подавленности, стрессового состояния, потери чувства собственного достоинства после очередного осознания отсутствия воли для преодоления пагубного пристрастия;
Следует отметить, что патологическое пристрастие совершать многочисленные ненужные покупки может быть обусловлено комплексом причин (Кукк В., 2007; Демидова А., 2008):
· психологическими травмами в детстве;
· дефицитом гормона серотонина;
· низкой самооценкой, глубокими внутренними конфликтами, однообразной и монотонной жизнью;
· одиночеством, горем, разочарованием, неудовлетворенностью жизнью, работой, детьми, партнерами;
· навязчивым влиянием рекламной информации;
· неудачами в личной жизни и сексуальной неудовлетворенностью.
Результаты исследований с помощью магнитно-резонансной томографии показали (Деппе М., 2008), что при ониомании значительно ухудшается функционирование части мозга, ответственной за логическое мышление. Таким образом, с учетом весьма широкого спектра причин формирования ониомании и инициируемых этим навязчивым пристрастием негативных последствий социального, экономического и валеологического характера, весьма актуальной является проблема разработки эффективных методов её профилактики и лечения.
В настоящее время для нейтрализации ониомании используются следующие методы:
· информационной самоизоляции от рекламы (Пономарев П., 2006);
· планирования своих финансовых расходов путем формирования списков предметов первоочередной потребности (Горина Е., 2007);
· овладения психологическими приемами нейтрализации волны «симптомов ониомании»;
· применения антидепрессантов (циталопрама и др.).
Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям.
По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.
Читайте также:
Описание методики Тулуз-Пьерона
Одной из мощной альтернатив аппаратных методов исследования ММД является методика Тулуз – Пьерона, относящаяся к методикам типа бумага-карандаш и являющейся разновидностью корректурной пробы.
Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона мо ...
Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их ...
Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы иссле ...