Внимательное изучение ранних слов детей исследователями (Г Л. Розенгарт-Пупко, Ф.И. Фрадкина, Е. Г. Бибанова, А.Н. Гвоздев, Н.А. Менчинская, М.М. Кольцова) показывает, что, воспроизводя запомнившееся слово «стул» и похлопывая рукой по его сидению, ребенок на втором году жизни пытается воспроизвести знакомую и привлекательную для него ситуацию принятия пищи, он хочет сидеть на стуле, держать ложку и есть кашу.
За однословными предложениями появляются двусловные, а затем и многословные: «Моко пить» (молоко пить), «Ляля хеб точит» (Ляля хлеба хочет), «Киса мяу» и др. К концу второго года высказанное ребенком предложение часто представляет собой цепочку слов, грамматически совершенно не связанных между собой, например: «Нян кука геть моко тонька» (няня пошла на кухню греть молоко для Толеньки).
Освоение грамматического строя языка требует изменения окончания слов в предложении и введения соединительных слов (в русском языке). По данным Н.А. Рыбникова, такие предложения появляются у детей в период от 1 г. 3 мес. до 1 г. 9 мес. Специальные исследования этого вопроса (А.Н. Гвоздев, Ф.А: Сохин, Н.П. Серебренникова, М.И. Попова) показали, что процесс освоения ребенком грамматического строя языка имеет определенные закономерности: [9]
1. Внимание ребенка к структуре простого предложения, т.е. к грамматическому строю языка, может быть вызвано после того, как он уже овладел некоторым запасом слов (около 60—70).
2. Освоение ребенком первоначальных грамматических форм, а именно согласования слов в предложении, совершается по общим законам выработки динамического стереотипа. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. Ведь в каждой грамматической форме отражены определенные отношения между предметами или отношение человека к предмету. Творительный падеж обозначает «орудийные» отношения, родительный — отношения принадлежности и т. д. Поэтому освоение различных грамматических форм требует от ребенка, прежде всего отвлечения отношений, существующих между разными предметами, и их обобщения. В данном случае «отношение и действует как раздражитель» (И. П. Павлов). Но и в дошкольном возрасте недостаточно лишь многократно воспроизводить согласования слов, слышимые в речи взрослых. В специальных дидактических играх и на речевых занятиях (О.И. Соловьева, М.Я. Покровская, Н.П. Серебренникова) дети осваивают основы грамматического строя родного языка.
3. Усвоенные детьми грамматические формы длительное время остаются подчиненными конкретной ситуации.
4. Освоение грамматики языка в еще более значительной степени, чем освоение словаря, связано с общим развитием ребенка: расширением умственного кругозора, развитием самостоятельности. Поэтому организация содержательной жизни и разнообразных форм деятельности и общения детей со взрослыми заметно влияет па развитие их речи: обогащается словарь, усваиваются начальные грамматические формы.
Значение речи
Освоение речи детьми в период от 1 года 6 месяцев до 3 лет вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Значение речи очень велико.
1. Слово как обозначение чего-то служит средством выделения, вычленения предметов, их признаков, действий или связей, Вычленять (анализировать) явления путем словесного обозначения быстрее, легче и намного прочнее, чем вычленять те же явления на основе образования обычных условнорефлекторных (первосигнальных) связей.
Читайте также:
Сущность и структура коммуникативной культуры в
психолого-педагогических исследованиях
Термин "культура" относится к числу самых многозначных, и объясняется это тем, что сама культура - крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Именно поэтому ее изучают многие науки, каждая ...
Классификация состояний
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется н ...
Познание мира в ощущениях и восприятии
Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой или существенной, называется такая инф ...