По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, НАПРЯЖЕННОЕ в начале и УДОВЛЕТВОРЕННОЕ в конце.
Забегая вперед, отметим, что такое определение применимо лишь к мышлению, направленному на решение определенных, в частности вычислительных, задач. Действительно, при наличии задачи, к примеру, подсчитать сдачу в булочной, мы имеем проблемную ситуацию и естественное завершение мыслительного процесса, и в случае, если оно не будет достигнуто, субъект воспримет это как неудачу. Если же субъект, к примеру, думает о предстоящей в выходной лыжной прогулке, то в этом случае сложно детерминировать проблемную ситуацию, и, тем более, цель, как завершение мыслительного процесса. Кроме того, эмоциональное самочувствие такого субъекта не будет напряженным в начале размышлений о поездке, а будет оставаться удовлетворенным на всем протяжении мыслительного процесса. Следует также отметить, что существуют мыслительные задачи (и даже вычислительные), не имеющие дискретно определенного, однозначного решения. Например, проблема "Идти ли на лекцию?" подразумевает, как правило, дискретный, качественный ответ, а размышление над вопросом "Что за человек субъект А.?" может привести в лучшем случае к сложному и многомерному ответу, а у человека с более тонким эмоциональным восприятием - к ответу, даже не поддающемуся вербальному изложению, так что возникает сомнение в том, является ли это новое, более глубокое, представление о человеке ответом на поставленный вопрос. Таким образом, помимо абстрактного мышления, различают мышление эмоциональное (оценка), практическое (наглядно-действенное) мышление и др.
Разрешение задачи требует значительного волевого усилия. Это хорошо иллюстрируется энцефалограммой: я хорошо помню, когда на лабораторных занятиях снимали энцефаллограмму, я пытался "ни о чем не думать" и тогда появлялся четкий альфа-ритм, когда же мои мысли более-менее оформлялись и приобретали конкретное направление (например когда я замечал шум самописца, выписывающего альфа-ритм большой амплитуды), альфа-ритм немедленно сменялся бета-ритмом, отмечая возросшую активность.
Для мышления характерна сознательная целенаправленность. Течение мыслительного процесса определяется осознанием задачи. При этом совершается проверка, контроль и критика, что характеризует мышление как сознательный процесс. Нужно отметить, что только в мыслительном процессе возможна ОШИБКА, в то время как ассоциативный процесс может дать всего лишь неудовлетворительный результат. При этом в мыслительном процессе часто субъект способен сам осознать эту ошибку.
Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но как правило он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.
Читайте также:
Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности кон ...
Теории памяти в психологии
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает ...
Функциональная точка зрения
Когда возникает желание изучить какое-то психологическое явление, полезнее всего начать с рассмотрения его в функциональном аспекте, другими словами, перед анализом деталей этого явления при помощи, так сказать, сильно увеличивающей лупы ...