Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования [2].
Интеграция – длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и учащиеся с полными возможностями. Она заключается в проявлении альтруистических и просоциальных отношений между учащимися как с полными возможностями, так и со сниженными возможностями.
Выделились следующие формы интегрированного обучения:
1. Специальный класс при общеобразовательной школе наполняемостью 6–12 человек в соответствии с установленным для каждой категории детей нормативным количеством учащихся. Эта форма организации обучения детей с особенностями психофизического развития даёт возможность проведения внеклассной работы на более широкой интегрированной основе, чем в условиях специальной школы-интерната. В Беларуси имеется положительной опыт работы специальных классов в общеобразовательных школах Минска, Гомеля, Солигорска и др. [46]
2. Классы интегрированного обучения. Наполняемость класса – не более 20-ти человек. В классе может быть не более трёх человек с тяжёлой патологией однородного характера (глухих, слепых, умственно отсталых, со сложными и комбинированными дефектами) или не больше шести человек с однородными неглубокими нарушениями (дети со слабым слухом, зрением, с ЗПР, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей). Максимальное количество детей с неоднородными нарушениями – 2–4 человека (2 человека с тяжёлой патологией или 4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше 2 типов нарушений). Учебная и внеклассная работа проводится на широкой интегрированной основе. Такие классы могут функционировать при общеобразовательной массовой и специальной школах.
3. Коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения охватывает детей с особенностями развития, которые учатся в разных общеобразовательных школах сельской местности, а также учащихся с устойчивыми функциональными изменениями, обусловленными тяжёлой длительной болезнью. Содержание и объём дефектологической помощи может носить систематический, регулярный характер или эпизодический [24]. Дефектолог проводит консультирование педагогов и родителей, занимается с самим учеником по индивидуальной программе, направленной на развитие возможностей ребёнка и компенсацию его физических или психических недостатков. Развитие компенсаторских способностей – обязательное условие успешной адаптации ребёнка с особенностями психофизического развития жизни в современном обществе.
Выбор формы интегрированного обучения определяется рядом факторов [31]:
ü Количество учащихся, которым рекомендуется интегрированное обучение.
ü Необходимость самих учащихся в интегрированном обучении (определяется психофизическими возможностями каждого ученика, условиями его семейного воспитания).
ü Материальное положение семьи, её психолого-педагогическая готовность к воспитательной работе.
ü Учёт психических особенностей ребёнка.
Один и тот же ребёнок может переходить из одной системы обучения в другую в зависимости от динамики развития ребёнка, которая может меняться и тем самым обуславливать форму обучения.
Рассматривая вопрос о целесообразности интегрированного обучения, выбора его формы, значимости, необходимо определить, будет ли оно способствовать разностороннему развитию ребёнка, создаст ли условия для его эффективной социальной адаптации и интеграции.
Достижение этой цели возможно только в том случае, когда интегрированное обучение будет решать следующие задачи [24]:
ü Соотносить содержание учебного процесса с возможностями познавательной деятельности ребёнка с особенностями развития.
ü Развивать умения и навыки учебной деятельности школьника, необходимые для его обучения на интегративной основе.
ü Обеспечивать благоприятные условия для совместной деятельности детей в классе и внеклассное время, что поможет преодолеть изолированность детей с особенностями психофизического развития.
ü Создавать в социальном окружении ребёнка благоприятный психологический климат для морального и эмоционального воспитания детей с особенностями развития.
ü Развивать самостоятельность детей, их готовность к участию в общественно-полезной жизни.
Вопросы организации интегрированного обучения решаются согласно с Законом «О правах ребёнка» (артикул 27) родителями детей с особенностями психофизического развития, а также областными, районными (городскими) органами образования при активном участии педагогических коллективов специальных или массовых школ [43].
Читайте также:
Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием
На базе диагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ исследовалось материнское отношение к детям-олигофренам. Было обследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько же матерей нормальных детей в качестве контрольной г ...
Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...
Психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению
Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивными формами поведения:
1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноц ...