Использование обмана иногда бывает наилучшим и, возможно, единственным способом получения информации о том, как люди ведут себя в наиболее сложных и наиболее важных жизненных ситуациях, но этот способ ставит экспериментатора перед серьезными этическими проблемами.
- В конце концов просто неэтично лгать людям.
- Подобный обман, кроме всего прочего, ведет к вторжению в частную жизнь испытуемых. Когда испытуемые не знают, что изучается на самом деле, они лишены возможности давать согласие на участие в эксперименте, которое основывается на полной информированности. И если бы знали о цели, то, возможно, отказались бы.
- Экспериментальные процедуры часто сопровождаются рядом неприятных переживаний – таких, как боль, скука, беспокойство и тому подобных.
- Этические проблемы возникают и в результате столкновения испытуемых с некоторыми собственными чертами и характеристиками, не являющимися приятными или положительными.
Этические принципы, разработанные американской психологической ассоциацией и Британским психологическим сообществом, советуют исследователям следующее.
- Необходимо исключить процедуры, вызывающие сильные болевые ощущения или сильный дискомфорт.
- Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.
- Быть правдивыми. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.
- Должны обеспечить своих испытуемых реальной возможностью прекратить участие в эксперименте, если испытываемый ими дискомфорт станет слишком сильным.
- Использовать информацию о каждом участнике конфиденциально.
- При завершении экспериментальной сессии экспериментатор должен уделить значительное внимание каждому испытуемому, тщательно объяснив проведенный эксперимент, его истинные цели, причины обмана и т.п. Они должны быть уверены, что испытуемые покидают эксперимент в хорошем настроении, с чувством удовлетворенности собой, без ощущения своей глупости и доверчивости. Это предполагает проведение постэкспериментальной сессии (постэкспериментальное собеседование - дебрифинг) - выяснить общее впечатление о проведенном эксперименте; попытать выяснить, почему испытуемый вел себя так, а не иначе; подозревал ли он об «официальной версии»; сообщить об обмане и донести до него, что быть одураченным процедурой не означает быть глупым или легковерным.
Очевидной альтернативой лабораторному эксперименту является полевой или естественный эксперимент, который проводится в естественном окружении, в школе, больнице или на улице, во время профессиональной деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми.
Исследование в естественном окружении позволяет преодолеть основной недостаток лабораторного эксперимента, невозможность обобщать с реальной ситуацией. Кроме того, в большинстве случаев участники полевого исследования не знают, что они участвуют в эксперименте. Но даже тогда, когда они знают о том, что вовлечены в исследование, это не сравнимо с чувством опасности и подозрения, возникающими лаборатории.
Основными недостатками естественного эксперимента являются
- невозможность контролировать побочные переменные,
- трудность изменения независимой переменной и измерения зависимой.
Не всегда можно организовать эксперимент. Представьте, что вы хотите проверить гипотезу о том, что правильные методы воспитания оказывают благотворное влияние на психику формирующегося человека, и, став взрослым, люди имеют лучшую психическую приспособленность, и легко адаптируются в социальной среде. Или, чем больше рост человека, тем более успешен он в профессиональной деятельности. Может возникнуть предположение о том, что люди, имеющие способности к гуманитарным наукам, отстают в естественных. Для проверки этих гипотез нельзя провести активный эксперимент. В одних случаях это практически неосуществимо (нельзя варьировать рост, способности, пол и т.д.), в других - это неэтично (нельзя заставить родителей использовать плохие методы воспитания).
В таких случаях проводят корреляционные исследования, когда не производится воздействие на ситуацию, а просто изучается связь между существующими переменными, но в отличие от эксперимента нельзя говорить о причинно-следственных отношениях. Но важность корреляционных исследований заключается в том, что корреляционные исследования могут опровергнуть гипотезу о каузальной связи, так как каузальный закон предполагает наличие корреляции. Поэтому относительно недорогой корреляционный подход может служить для проверки гипотез, и те, которые его выдержат, могут быть затем подвержены более дорогой экспериментальной проверке.
Читайте также:
Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи "компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и ...
Свойства темперамента
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:
Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. С ...
Отечественный опыт профориентации
Теперь рассмотрим основные этапы развития профориентации в России с конца XIX в.
«Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус)» ...