Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др.
Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы.
Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке.
Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии.
В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование. Оно позволяет провести ее в соответствии с поставленными целями. Планируют экскурсии в начале учебного года. При этом внимательно изучают школьную программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению учащимися каждого класса, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта.
С интересом, как правило, проходят на экскурсиях встречи учащихся с передовиками или новаторами производства, рассказывающими о своей работе, об успехах своих и товарищей по цеху. В ходе заключительной беседы экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. По окончании экскурсии школьники составляют отчеты. Их проверяет учитель и затем подводит итоги экскурсии /4,14,15/.
Читайте также:
Факторы, влияющие на формирование привязанности
Отношения между матерью и ребенком в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка. В первые месяцы жизни мла ...
Война как социальная катастрофа
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей. Подобное явление обусловлено тем, что ежегодно десятки ...
Теории акцентуаций характера
Теперь перейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени ...