В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П.Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П.Блонский [1,с.37-39] высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выгодский. [2,с.176-185]. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло, главным образом, по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев [10,с.112-140]. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание, с возрастом постепенно замещается другим – опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы, тем самым, изменяем принципиальную структуру каждого акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным».
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Речь является основным средством общения человека. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Она является не только средством общения , но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление.
Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении. А.Н.Соколов [14,с.47] показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный, артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
«Без памяти – писал С.Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Читайте также:
Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными.
Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседн ...
Основной характеристикой деятельности не является
а) предметность
б) субъективность
в) социальность
г) непрерывность
Я выбираю ответ г) непрерывность т.к.:
Главной характеристикой деятельности является предметность, субъективность, целесообразность, опосредованный характер, социальн ...
Типы темперамента
При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма приме ...