В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П.Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П.Блонский [1,с.37-39] высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выгодский. [2,с.176-185]. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло, главным образом, по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте провел А.Н. Леонтьев [10,с.112-140]. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание, с возрастом постепенно замещается другим – опосредованным. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы, тем самым, изменяем принципиальную структуру каждого акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным».
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Речь является основным средством общения человека. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Она является не только средством общения , но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление.
Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении. А.Н.Соколов [14,с.47] показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный, артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
«Без памяти – писал С.Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Читайте также:
Искусство общения как основа коммуникативной
культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...
Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки
Одним из ведущих представителей этого направления был Макс Вертгеймер. После окончания университета он изучал философию в Праге, а затем в Берлине. Знакомство с Х. Эренфельсом, который впервые ввел понятие гештальт-качество, повлияло на з ...
Радость и счастье одиночества
Но так ли страшен черт? Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться? Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашего существования, ну и что? Осознание своего одиночества — ...