Экспериментальные задания А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, где каждое деление содержало задание, выполнимое нормальными детьми определенного возраста. В Германии Вильям Штерн (1871 – 1938) ввел понятие «коэффициент интеллекта» (англ. «Ай-Кью»). Этот коэффициент соотносил «умственный» возраст, определяемый по шкале Бине, с биологическим возрастом. Если коэффициент был меньше единицы, то это свидетельствовало либо о задержке умственного развития, когда умственный возраст ниже биологического, либо об одаренности, если умственный возраст был выше единицы.
В зависимости от способа предъявления материала и вспомогательных средств выделяют различные типы тестов: тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно, вербально и невербально.
Вербальные – это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты, представленные чертежами, графиками, картинками, рисунками, отражают те или иные предметы или их свойства или изучаемые явления. При этом анализируется эмоциональное и личностное отношение исследуемого к предъявляемым материалам.
Различают тесты, изучающие особенности внимания, памяти, мышления, интеллекта, способности и достижения, а также психологические свойства личности.
При проведении психологической экспертизы психологи-эксперты довольно часто используют проективные тесты, которые рассматриваются как приемы опосредованного изучения личности, в ответах которой проявляются и индивидуальные особенности (установки, отношения) и эмоциональные состояния. Наиболее распространен и апробирован проективными тестами являются: тест Роршаха, ТАТ, Розенцвейга, «незаконченные предложения», цветовой тест Люшера и т.д.
Если в качестве испытуемого выступают психотравмированные личности или дети, психологи используют рисуночные тесты: «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное» и т.д. Такой подход оправдан при проведении допроса у несовершеннолетними, если пережитая ими ситуация их психотравмирует. Например, девочка, как показал опыт психотерапии, которая подверглась сексуальному насилию со стороны пьяного отца, была не в состоянии отвечать на прямые вопросы следователя. В психиатрической практике это далеко нередкий случай. По мировой статистике известно, что каждый двадцатый современный ребенок подвергается или подвергался тем или иным формам сексуального насилия со стороны близких родственников (П.С. Гуревич).
Вполне понятно, что нельзя вести с ребенком разговор на эту тему впрямую. Это может не только травмировать девочку, но даже разрушить весь процесс психотерапии. Вот здесь и приходят на помощь рисуночные тесты, другие психологические методы. И через них в игровой манере можно получить нужную информацию, которая в дальнейшем может послужить более эффективному дознанию.
Метод изучения продуктов деятельности
(рисунков, лепки из пластилина, выжигание, выпиливание и т.п.) широко используется в психологии для изучения личностных особенностей.
Психология использует также статистические методы
, позволяющие математически обработать результаты исследований. Статистические методы позволяют установить определенные зависимости между наблюдаемыми переменными.
Все психологические методы могут быть разделены на две группы: методики высокого уровня формализации и малоформализованные (проэктивные, рисуночные).
В диагностическом обследовании необходимо сочетание формализованных методик и малоформализованных. Использование малоформализованных методов требует высокого профессионализма, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.
Малоформализованные
методы дают возможность познакомиться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе.
При проведении следственной работы широко используется метод направленной беседы. В ходе нее уточняются особенности поведения посягателя в интересующий период. Прицельно выясняются его отношение к тем или иным сторонам жизни, моментам криминального события, ощущения, оценки, детализируются биографические сведения. Беседа может стать и своеобразным приемом прояснения уровня психического развития, осведомленности о разных сторонах жизни, способом выявления некоторых характерологических и личностных свойств.
Читайте также:
Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер: «Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема ...
Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки
Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации явля ...
Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным.
Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучен ...