А с начала XIX века в странах Европы происходит заметное смягчение карательных мер и пыток, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако попытки прибегать к полным мерам наказаний отмечаются в отдельных случаях вплоть до начала XX века. И это происходит на фоне прогрессивных буржуазных изменений в Европе и начатых с периода отмены крепостного права реформ в России.
В конце XIX века развитие наук о природе общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, научно обосновать деятельность социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.
В России в XVIII веке господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, который не нуждался в научных знаниях, тем более психологических. Уголовное судопроизводство было основано на тайном письменном процессе (досье), на стремлении получить признание любой ценой, с помощью самых изощренных пыток («Дыба»). Устраивались так называемые «следственные эксперименты», когда подозреваемого или обвиняемого вводили в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя…». О поведении подследственного составлялся подробный протокол, где обращалось внимание на эмоции, жесты, мимику подсудимого.
Монография нашего соотечественника И.Т. Посошкова (1652 – 1726) «Книга о скудости и богатстве» содержит теоретические рекомендации ведения следствия на основе обобщения приемов допроса обвиняемых и свидетелей.
Первые базовые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII века.
В частности, в 1792 году появились работы К. Экартсгаузенна и И. Шауманна, в которых была сделана попытка более глубокого психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника.
Чуть позже, в 1808 году вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 году – работа И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которой также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного делопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступника.
Во второй половине века под влиянием бурного развития экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды Ч. Ломброзо, создателя биологического направления в изучении личности преступника. Книга, вышедшая в 1879г. «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», принесла Ч. Ломброзо всемирную известность. Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) тюремный врач и психиатр в 1876г. предпринял обширные исследования строения черепов преступников, содержащихся в тюрьмах и психиатрических клиниках. Он рассматривал преступников как атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции. На основании исследований был сделан вывод о том, что преступниками не становятся, - преступниками рождаются и, что преступление – естественное явление, подобное рождению или смерти.
В начале ХХ в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде основоположника криминалистики Ганса Гросса «Криминальная психология» (1905г.), где Гросс рассматривает судебную психологию, как прикладную отрасль общей психологии. При этом он подчеркивал: «Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Эта последняя занимается всеми психологическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления».
Не менее важный вклад в развитие Юридической психологии внесли обширные исследования П. Кауфмана, опубликованные в его работе «Психология преступности» (1912г.) и Ф. Вульфена - работа «Психология преступника» (1926г.).
В целом развитие мировой ЮП шло по следующим основным направлениям:
Первое направление: развитие судебной и криминальной психологии.
В начале ХХ века предмет криминальной психологии получил окончательное завершение в трудах Г. Гросса «Криминальная психология» (1905), обширного исследовании К. Кауфмана «Психология преступности» (1912), Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926).
Читайте также:
Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной
работы
Профилактика подростков-процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые, будучи предсказуемы, те ...
Психолингвистический анализ развития связной речи у младших школьников
Связная монологическая речь, представляя собой много аспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики.
В литературе часто при опр ...
Теории индивидуальных различий
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложн ...