Личность в юридической психологии

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии

Страница 3

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнить в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.

Установлена также зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: «Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти и внимания…Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности…

Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».

Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок

, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:

- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;

- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;

- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;

- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;

- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.

Возникшее чувство потребности направляет человека на получение соответствующих объектов. Но источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.

Непосредственный источник человеческих действий, направленный на удовлетворение потребностей, - это интересы

. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны. Интерес и потребность отражают одни и те же явления, связи и отношения процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации, а точнее – сущностью первого порядка являются потребности, которые можно отнести к первопричине интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть глубокими и поверхностными, но они, как позитивные эмоциональные состояния, способны активизировать мотивационную сферу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Загадка появления гения
Нет ли внутреннего противоречия в ожидании повышения частоты появления гениев? Если за всю историю человечества было всего около 450 гениев, то как же можно рассчитывать на такое чудо, как их дополнительное появление, или в 10—100 раз бол ...

Методика сопровождения ребенка в социальных сетях
В ключевых стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, указывается особая роль дополнительных образовательных программ, позволяющих содержательно и технологически организовать процессы проектиров ...

Гениальность и помешательство
В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод К. Тетюшиновой, 1892), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисл ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта