Преступные сообщества (организации) занимаются разработкой наиболее важных, с их точки зрения, стратегических вопросов организованного, систематического совершения тяжких или особо тяжких преступлений, распределения сфер своей криминальной деятельности (по отраслям, территориям и т.п.), создания полулегальной системы «отмывания» доходов, нажитых преступным путем, внедрения в государственные органы, кредитно-финансовые учреждения, т.е., по существу, систематически занимаются преступным бизнесом. Нередко преступные организации возникают на основе успешно действующей, хорошо организованной, устойчивой преступной группы.
По мнению А.И. Гурова, подобные организованные преступные формирования отличаются тем, что имеют:
- солидную материальную и финансовую базу – от общих денежных касс («общаков»), до создания собственных коммерческих структур, вложения крупных денежных средств в недвижимость или банк;
- коллегиальный орган, с помощью которого управляется преступное сообщество, курируются его различные филиалы, поддерживается связь с государственными чиновниками, «отмываются» деньги и пр.;
- устав в виде нефрпмальных, но ВТО же время обязательных для исполнения правил и норм поведения членов группы, существующих традиций, санкций за из нарушение;
- еще более усовершенствованную функционально-иерархическую систему построения организации, различного рода группы защиты, прикрытия с вовлечением в них представителей властных структур, всевозможные примирительные комиссии, свои «суды»;
- информационную базу о коррумпированных чиновниках госаппарата, о положении дел в органах власти, банках, предпринимательских структурах;
- своих доверенных людей в органах власти, в судебной, правоохранительной системах, что свидетельствует о коррумпированности этих систем;
- свой жаргон, языково-понятийный аппрат внутригруппового общения.
Исходя из особой, исключительной опасности для общества подобных устойчивых, сплоченных преступных группировок, различного рода преступных сообществ, их создание, участие в них или в совершаемых ими преступлениях в любой форме соучастия признается преступлением (ст.210 УК РФ).
Как показали специальные исследования участники ОПГ – это лица мужского пола в возрасте 22-35 лет. Более половины – ранее судимы, и многие отличаются признаками криминального профессионала:
- устойчивость преступного занятия с соответствующей криминальной специализацией;
- достаточно высокий уровень владения криминальными знаниями и навыками (криминальная «квалификация»);
- преступная деятельность является для них основным источниковм получения средств существования.
Участники ОПГ обычно либо хорошо знакомы с детства, либо знают друг друга по учебе, военной службе, по совместному проведению досуга, либо ранее вместе отбывали наказание в одних местах лишения свободы, связаны общими уголовно-воровскими традициями. Нередко членов преступных групп связывают узы родства, общая национальность, профессиональная принадлежность.
Ведущими чертами характера, мотивационной сферы таких лиц являются: насильственно-корыстная направленность их личности, интересов, «агрессивность, жестокость, цинизм, порой исключительная дерзость, готовность идти на риск и самопожертвование, пренебрежительное отношение к благам других лиц, на которых они посягают».
Фигура лидера (главаря, вожака) нередко имеет криминальный статус «вора в законе», авторитетным является и его ближайшее окружение. Наличие лидера является одним из главных отличительных признаков ОПГ. Его авторитет непререкаем, а требования обязательны для всех. На него возлагается функция руководства остальными членами группы, принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности, так и совершением конкретных нападений, с распределением средств, добытых преступным путем.
Читайте также:
Модель А.Е. Личко
Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда оказала существенное влияние на разработку патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного отечественным психиатром А.Е. Личко. Личко разделяет позицию Леонгарда ...
Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного проце ...
Реализация педагогических условий развития
коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:
1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...