В личностном развитии потребности претерпевают внутреннюю перестройку. Их искажение ведет к формированию двух систем потребностей: дисгармоничных и деформированных
. Первая предполагает доминирование одних потребностей над другими, а вторая – гипертрофию или извращение отдельных потребностей.
Сама по себе потребность, например в материальном достатке, не может оцениваться отрицательно. Но когда она под воздействием негативных влияний среды и антиобщественного мировоззрения деформируется, то может привести к формированию преступного поведения.
Потребностная сфера
большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые в случае борьбы мотивов могут отрицательно повлиять на выбор цели и средств деятельности – привести к противоправным действиям.
Переход потребности в мотив противоправного поведения
. Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по разному. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение. Поэтому в понимании этого процесса и кроется секрет «загадочных» мотивов преступления, который предусматривает выявление интересов и потребностей, удовлетворяемых с помощью преступления, круга лиц, причастных к его совершению, что обоснованно формирует версии о подозреваемых.
Преступник всегда старается скрыть свои истинные потребности и их личностный смысл
. Он не заинтересован раскрывать их низменный характер даже тогда, когда личность его известна следственным органам. Это – своеобразная психологическая защита, которая предусматривает перенос ответственности за происшествие на потерпевшего, приписывание себе благородных мотивов, якобы, стремление к справедливости.
Так, при изучении группы расхитителей (корыстные преступления), были получены данные, свидетельствующие о том, что они высоко оценивали себя по таким качествам как «бескорыстность» и «щедрость». А хулиганы и убийцы (насильственные преступления) характеризовали себя как «вежливые», «предупредительные», «доброжелательные» люди. Подобные самооценки, прикрывающие низменные мотивы, были установлены и других группах преступников, которые считали себя «борцами за справедливость».
На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо личностного смысла, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация
, которая способна преобразовать потребность в мощный, побуждающий фактор. Поэтому в процессе образования мотива формируется своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл - ситуация, в котором происходит «ситуативное развитие мотивации».
Ситуация перед совершением преступления
– это обычно ситуация морального выбора, где объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены. Для человека, имеющего высокие нравственные установки, факт отсутствия постоянного контроля практически не имеет значения. Субъект с антиобщественной направленностью может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации. Но каждый человек включается в ту жизненную (или формирует ее сам), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае от исключает себя из неблагоприятно складывающейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.
Читайте также:
Рекомендации по развитию внимания исследуемой группы детей
Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредот ...
Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особе место занимают больничные учреждения со стационарными условиями обслуживания. Иначе говоря, какие проблемы испытывает пожилой человек, находясь в стационарных условиях больницы ...
Манипулятивная установка в контексте профессиональной деятельности
менеджера
Одной из основных функций, заложенных в самом понятии "менеджер", является управление. Управление можно определить как "комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или отдельные его звенья с целью упорядочивания … ...