Произвольное внимание у детей также воспитывается и корригируется на занятиях. Осознанная цель действия – главное условие для возникновения произвольного внимания.
Для воспитания внимания в дошкольном возрасте необходимо правильно организовывать восприятие материала. Заниматься этим нужно систематически, планомерно.
Воспитание в ребенке с ранних лет критического отношения к своей работе помогает воспитанию его внимания. Этой же цели служат поощрение, похвала, тот или иной стимул в работе.
Важнейшее условие привлечения внимания, как произвольного, так и непроизвольного, - понимание детьми изучаемого материала. Очень важна связь между новым материалом и уже известным, хорошо понятым, т.е. между вновь образовавшимися ассоциациями и уже имеющимися связями в коре больших полушарий.
Важным моментом в произвольном внимании является усилие, которое зависит от воли человека. Чтобы воспитать способность к такому усилию необходимо укреплять волю.
Немалую роль в деле воспитания внимания играет требовательность педагога. Известно, что у более строгих и требовательных педагогов, дети всегда более внимательные и дисциплинированные на занятии. Но строгость, вызывающая страх ребенка моет привести к обратным результатам [11].
При воспитании обоих видов внимания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Детей пассивных, медлительных следует больше подбадривать, активизировать, очень подвижных с неустойчивым вниманием загружать живыми, интересными, достаточно разнообразными заданиями и все время держать этих детей в поле зрения. Активным и способным детям следует давать посильные дополнительные задания, чтобы они на занятии не скучали [12].
Педагог должен использовать в работе оба вида внимания. Опираясь на непроизвольное внимание, он сможет воспитать произвольное, приучать детей получать удовольствие от внутренних усилий, с которыми оно связано. С другой стороны, побуждая детей напрягать свои силы, педагог сможет сделать занятия достаточно живыми, привлекательными, формирующими новые запросы и интересы детей, развивая тем самым их непроизвольное внимание [5].
Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и воспитателем (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Для создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие внимания, потребовалось немного времени. Игры и материалы должны быть доступны для детей — в открытых коробках на стеллажах, чтобы дети могли ими пользоваться в любое свободное время [16].
Нами были специально подобраны игры для развития внимания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей
Читайте также:
Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...
История развития генетики поведения в России
Евгеническое движение.
19 ноября 1921 года в Институте экспериментальной биологии прошло первое заседание российского научного евгенического общества. На этом заседании председателем общества был избран выдающийся биолог Н.К.Кольцов. В д ...
Психоанализ в рекламе. История развития
Вторая мировая война способствовала небывалому расцвету экономики США. В отличие от европейских и азиатских государств военные действия на территории США не велись, зато вся промышленность динамично развивалась, работая на войну. Значител ...