Мальчики-тинейджеры чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.
Важная особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации, в которой компьютерно малограмотные взрослые не могут разобраться. Контроль со стороны взрослых кажется им более серьезным покушением на их свободу, чем рациональные доводы специалистов по Интернет-безопасности. На упреки родителей в скрытности и недоверии отвечают: "Но ведь это мое пространство!" Ссылки на то, что это публичное и, возможно, опасное пространство, всерьез не принимаются.
Изменение подростковых (и не только) представлений об интимности имеет свои макросоциальные корни. Для взрослых тинейджеры - с одной стороны, угроза, нарушители (девианты), которые все время делают что-то не так, а с другой - предмет озабоченности, потенциальные жертвы чьих-то чужих покушений, от которых их нужно охранять. Сами подростки не чувствуют себя ни тем, ни другим, они хотят быть, и на самом деле являются, субъектами. Однако, как и в других сферах жизни, онлайновая свобода от контроля со стороны взрослых зачастую сочетается с жестким давлением собственной возрастной группы.
Для многих современных подростков онлайновая жизнь обязательна. На вопрос одной американской матери, почему для ее 18-летней дочери так важен MySpace, последовал ответ: "Если ты не в MySpace, ты не существуешь". Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей - способ преодолеть навязанную взрослыми жесткую систему возрастной сегрегации, присутствующей не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре.
Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к популярной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь) изгоем. Глупый вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?" (кто же не знает, что "настоящих друзей" много не бывает?) может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.
В социальных сетях подростки находятся в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Читайте также:
Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представ ...
Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развит ...
Сенситивность
Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человека характеризует общий «способ чувствительности». Это означает, что Сенситивность является общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем, экспериментально ...