Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками.
Воспитание уважительного отношения к окружающим.
Необходимо воспитывать желание заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
В старшей группе продолжается работа по обогащению словаря детей выражениями словесной вежливости ("здравствуйте", "до свидания", "пожалуйста", "извините", "спасибо" и т.д.).
Воспитанию у мальчиков внимательного отношения к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т. д.
Воспитанию у девочек скромности, проявление заботы об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.
Формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей. Развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. [6]
Более конкретно по этому направлению определены задачи в программе "Дружные ребята", под редакцией Р. С. Буре, М. В. Воробьевой, В. Н. Давидович и др. Ученые рекомендуют работать над решением следующих задач:
· Воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы.
· Учить сочетать желания удовлетворять свои потребности в игре, занятиях с интересами сверстников.
· Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов. Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов.
· Формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости. Формировать осознанное отношение к советам, замечаниям партнеров, признавая их справедливость и значимость для получения положительных результатов общей деятельности.
· Способствовать осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали.
· Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская некорректных замечаний.
· Формировать элементарные представления о себе как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения, соответствующие этим представлениям. Осознавать необходимость справедливого распределения общих заданий. В процессе его выполнения обращать внимание на затруднения сверстника, предлагая помощь, совет, совместное выполнение, не дожидаясь просьбы с его стороны, не допускать некорректных замечаний в случае оплошности партнера, его неудачи, испытывать чувство ответственности за качество своей деятельности перед сверстниками и за качество общего результата.
· Развивать у детей чувство благодарности от проявления внимания, заботливого отношения к себе со стороны сверстников.
· Обогащать гуманные чувства (сопереживание, сочувствие, содействие), формировать представления о нормах гуманности и соответствующий им опыт доброжелательных проявлений.
· Развивать индивидуальные предпочтения, склонности нравственно одаренных детей. Проводить коррекционную работу с детьми, в поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес окружающих. [4, с.9]
Работу по воспитанию культуры поведения и отношений нужно строить с учетом механизма нравственного воспитания.
Т. А. Куликова, С. А. Козлова справедливо утверждают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания,
на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы
для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение
Читайте также:
Понятие игры
Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ...
Методики изучения объема внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов:
- основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, ...
Разрешение конфликтной ситуации с учетом динамики ее развития
В процессе развития конфликтной ситуации обычно выделяются четыре более или менее выраженных стадии. Первая — характеризуется появлением проблемы, интересующей двух или нескольких человек (участников), но получающей различную трактовку со ...