Для успешного воспитания культуры поведения и отношений в детском образовательном учреждении и семье необходимо создать условия. Дадим их краткую характеристику. Условия
– это обстоятельства, от которых что-либо зависит. [24]
В. Р. Лисина [18] важнейшим условием нравственного воспитания справедливо считает создание положительного микроклимата в группе детского сада.
В воспитании культуры поведения и гуманных отношений между детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата. В таких условиях каждый
из детей имеет возможность реализовывать свои замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в деятельности по интересам, ощущая при этом доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя.
Одним из важнейших средств, обеспечивающих создание в группе доброжелательной обстановки между детьми, является общение педагога с каждым из детей по самым различным поводам, особенно в часы, отведенные на самостоятельную деятельность, справедливо утверждают ученые Я. Л. Коломинский, [4] Т. А. Репина [4]. Общение со значимым взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддерживать положительно-эмоциональное состояние. Как правило, педагогическое общение протекает на фоне совместной практической деятельности с ребенком, в процессе которой он овладевает коммуникативными навыками. У каждого из детей появляется больше возможностей для вступления в контакт с окружающими, что обеспечивает ему состояние комфорта и усиливает стремление к общению.
Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано ,что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Понятие "эмоциональное неблагополучие" - это устойчивое отрицательное эмоциональное состояние – достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, гораздо чаще можно наблюдать ситуативный дискомфорт. Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет вернуть ему душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свое очередь будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели. Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна восстановить положительную эмоциональную обстановку доверия в группе и доброжелательности во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними. Следует особо подчеркнуть, что общение педагога с ребенком лишь тогда окажет положительное воздействие на него, когда содержание общения будет отвечать испытываемым ребенком потребностям (потребность в признании окружающих людей, в их внимании и уважении; потребность во впечатлениях, в познании окружающего мира , в активной деятельности и др.)
Поэтому, воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять потребность, которую испытывает ребенок, и помочь ему преодолеть отрицательный ситуативный дискомфорт. Взаимодействуя с ребенком ,воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная). Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей педагог может оценить их эмоциональное самочувствие. Систематические длительные наблюдения помогают выявить ситуации, приводящие к снижению эмоционального состояния ребенка, и увидеть его индивидуальную эмоциональную реакцию в разных случаях. Р. В. Лисина выделяет 3 группы ситуаций, которые являются причиной отрицательного эмоционального состояния. [18]
1 тип
связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с педагогом. Наиболее часто в такие ситуации попадают дети в период адаптации к условиям детского сада либо не находящие эмоционального отклика и понимания в семье. К этим ситуациям можно отнести следующие:
1. Отсутствие у педагога интереса к деятельности ребенка.
2. Отклонение педагогом предложения ребенка о совместной деятельности.
3. Некорректное использование педагогом доверительных сообщений ребенка.
Итак, тяготение к воспитателю может приобретать разные формы: потребность в совместной деятельности с педагогом, стремление к его одобрению и признанию, потребность в общности эмоциональных переживаний и общности в оценке событий и явлений.
Читайте также:
Отношение к деньгам как психологическая категория
Категория «отношение» является одной из центральных в психологии. Отношение определяется как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В зависимости от ...
Методы юридической психологии
Основными методами, которые используются юридической психологией – это различные методы беседы и опроса, методы обобщения и анализа материалов дела и независимых характеристик, структурного и структурно-генетического анализа, биографическ ...
Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:
1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;
2) ...