Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что–нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Светофором отрицательного эмоционального состояния ребенка является жалоба. В ней выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки. При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба — это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев — о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.
Жалоба дошкольника взрослому — это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи.
Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в них выражается тяжелое переживание ситуации, которую ребенок сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания связаны со взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослым дошкольник постигает нормы нравственности и морали, то оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли. В других — следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам».
В-третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками. Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.[25, c.24]
Рассмотрим подробнее сущность и особенности взаимоотношений дошкольника среднего возраста со сверстниками.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Эта проблема, смыкаясь с проблемой “личность в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения, с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей
Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.
Читайте также:
Виды рекламы, наиболее доступные детям и подросткам
У больших социальных групп формирует определенную картину мира телевидение. Об этом свидетельствуют ответы россиян на вопросы: "Откуда люди получают основное представление о мире? А во вторую очередь? А в третью?": телевидение – ...
Меры профилактики правонарушений среди подростков методами психосоциальной
работы
Профилактика подростков-процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые, будучи предсказуемы, те ...
Индивидуальная жизнь как психологический феномен
В этой главе мы рассмотрим уникальность индивидуальной жизни на каждой ступени развития.
· Новорожденный судорожно хватает ртом воздух, чтобы наполнить им легкие, и криком оповестить о своем появлении на свет.
· Младенцы привязываются к ...