Большим подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания и развития детей с сенсорной недостаточностью. Педагоги и специалисты сделали из нее настоящую передвижку, сами следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, аннотацией новинок.
Целый раздел клубной работы посвящен проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни. Здесь не только консультирование по вопросам лечения и коррекции зрения, но и обсуждение проблем укрепления здоровья в целом. Инструктору по физической культуре удалось сделать очень популярной досуговую деятельность детей и родителей — спортивно-оздоровительную. Стали традиционными отборочные соревнования в разных видах спорта, участие в муниципальных и окружных спортивных праздниках. Чувство локтя, азарт, соперничество, радость победы, горечь поражения, пережитые совместно с детьми, вызывают у родителей обостренное чувство общности, теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.
Постоянное наблюдение врача-офтальмолога и его рекомендации по организации занятий спортом позволяют грамотно осуществлять подбор спортивных игр и упражнений, дозировать нагрузку, вводить и снимать ограничения. При таких условиях совместные с родителями занятия спортом позволяют в значительной степени укрепить здоровье, а также сформировать важные личностные качества у детей: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеустремленность, командный дух.
Понимая степень занятости родителей, используем такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «родительская почта», «телефон доверия». Для всех членов семьи предоставляется возможность с помощью короткой записки высказать замечания, предложения, пожелания коллективу, поделиться радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям, осторожным и недоверчивым, анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, записаться на прием к специалистам, предупредить педагогов о каких-то необычных проявлениях детей.
С нашей точки зрения, эти скромные на первый взгляд формы дают хорошие результаты в становлении доверительных отношений с определенной категорией семей. Получая анонимную почту и звонки от родителей, руководитель учреждения и весь коллектив могут узнать независимое мнение родителей о своей деятельности, отдельных недочетах (как известно, родители не всегда готовы негативную информацию высказывать лично педагогу по целому ряду причин).
Но когда родители видят, что на их сигнал отреагировали с пониманием и благодарностью, исчезает холодок недоверия, возникает уважительное отношение к коллективу.
Очень интересной, с нашей точки зрения, формой взаимодействия с семьей стала игротека, а точнее, библиотека игр. Все началось с того, что во всех возрастных группах провели конкурс коррекционно-развивающих игр и выяснили, что в учреждении собран уникальный игровой материал, который целесообразно использовать более результативно. Возникла идея создания библиотеки игр, которой смогут пользоваться дети и родители. Провели строгий отбор и параллельно регистрацию игр. Выработали общие требования к игре, среди которых выделим следующие:
• игровое поле и все составляющие игры должны отвечать всем тифлоло-гическим требованиям (цвет, размер, контур);
• в игре должна присутствовать внешняя привлекательность;
• она должна быть умной, доброй и увлекательной по содержанию;
• обязательно должна включать в себя коррекционный и развивающий эффект;
• состав участников игры должен быть не менее двух человек. Игротеку расположили в бывшем методическом кабинете. Игры распределили по возрастам и игровым задачам, сделали картотеку, разработали правила пользования игротекой. Во время первого визита взрослого с ребенком посетители заполняют специально разработанную карту интересов. Социальный педагог получает, таким образом, дополнительную информацию о семье и о ребенке. Это позволяет ему подобрать игры, наиболее адекватные потребностям ребенка. Объясняются правила игры, делается отметка в формуляре.
Читайте также:
Спортивная аддикция
В современной науке о спорте принято различать спорт для здоровья (то, что раньше называлось физической культурой) и спорт высших достижений (профессиональный). Кроме того, выделяют и так называемые экстремальные виды спорта, которые в на ...
Предмет, структура и задачи современной социальной психологии
Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Каждое психологическое направление по-своему решае ...
Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития
личности
асмолов психолог личность наследственность
З. Фрейд и В. Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности, а не исследователями, чьи идеи принадлежат лишь истории. Именно поэтому следует со всей тщательностью осмыслить ...