Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;
2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;
3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;
4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;
5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;
6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);
7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.
Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.
Таблица 1 Этапы психологического исследования
Номер этапа |
Наименование и содержание этапа |
I |
Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач. |
II |
Этап сбора фактических данных реализует конкретную стратегию исследования и представляет собой ряд последовательно включаемых звеньев экспериментальных заданий. |
III |
Этап количественной и качественной обработки данных исследования включает применение методов математической статистики для обработки эмпирических данных и их качественный анализ. |
IV |
Интерпретация результатов исследования и формулирование выводов. |
Читайте также:
Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отнош ...
Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки
Общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика Эйнсворт М.(1979). В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младе ...
Конфликтные эмоциональные состояния
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилиза ...