Целью нашего исследования является изучение личностных особенностей и родительской позиции матерей по отношению к детям с детским церебральным параличом с учетом степени тяжести дефекта у детей.
В исследовании приняли участие 24 матери детей, пользующихся услугами Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград», а также состоящие в семейном клубе для детей-инвалидов, расположенных в г. Зеленограде.
Для исследования отбирались матери, воспитывающие детей с различной степенью выраженности и осложненности дефекта. В зависимости от состояния детей, матери были разделены на три группы.
Первая группа — матери детей с тяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями, с сопутствующими соматическими пороками и заболеваниями. Эти дети требуют постоянного обслуживания, медицинского сопровождения. У них отмечаются нарушения коммуникации с внешним миром; образовательные учреждения эти дети не посещают.
Вторая группа — матери детей со средней и тяжелой степенями тяжести двигательных нарушений, в сочетании с задержкой психического развития или умственной отсталостью в степени дебильности; у части этих детей отмечаются речевые и сопутствующие соматические нарушения. Эти дети более самостоятельны, обладают навыками самообслуживания. Обучаются в специализированных либо вспомогательных школах, преимущественно в надомной форме обучения.
Третья группа — матери детей с легкой степенью выраженности двигательных нарушений и интеллектуальным развитием, близким к норме. У части детей отмечаются негрубые речевые нарушения. Эти дети передвигаются самостоятельно, устойчиво контактируют с другими детьми и взрослыми, обучаются в специализированных школах для детей с ослабленным здоровьем и инвалидов по общеобразовательной программе.
Контрольную группу составили матери здоровых детей того же возраста.
В исследовании был использован комплекс двух методик.
Методики, направленные на исследование сферы детско-родительских отношений, особенностей восприятия матерью семьи и ребенка-инвалида: Опросник PARY, проективная методика «Рисунок семьи». В качестве дополнения к этой методике был использован рисунок на тему «Мой ребенок» с целью изучения отношения и особенностей восприятия матерью больного ребенка.
Методики, направленные на исследование индивидуально-психологических личностных особенностей человека: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса взаимодополняемых методов, обработкой результатов с помощью методов математической статистики.
Сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования матерей детей с детским церебральным параличом разной степени тяжести, и их отличия от матерей здоровых детей, включающий проективные методики, направленные на анализ особенностей сферы семейных и детско-родительских отношений, и опросники, направленные на выявление личностных особенностей, позволил выделить следующее.
Исследование сферы семейных отношений с помощью проективной методики «Рисунок семьи» в группе матерей, имеющих детей с ДЦП с тяжелой степенью тяжести дефекта, показало, что матери этой группы не удовлетворены существующей семейной ситуацией. Они характеризуются повышенной тревожностью, негативным отношением к образу семьи (особенно если семья неполная и/или в ней есть только один ребенок — инвалид). А также негативным восприятием образа больного ребенка, характеризующимся признаками нарушения эмоционального контакта, преобладанием защитных механизмов при изображении пораженных частей тела, высоким уровнем эмоциональной напряженности, отразившихся в рисунке на тему «Мой ребенок».
Читайте также:
Влияние социальных норм на взаимодействие в группе
Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельз ...
Коррекция стиля жизни
индивидуальная психология адлер
В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьм ...
Реализация педагогических условий развития
коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:
1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...