Подобное глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека сохраняется и до сих пор, так М.М. Абдуллаева подчеркивает важность некоторых способностей и умений врача, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый, это:
ü необходимость внушать больному уверенность в его выздоровлении;
ü использовать индивидуальный подход к заболевшему с учетом его характерологических способностей, среди них не допускать чрезмерных реакций, правильно реагировать на различные жизненные ситуации [1, с. 32].
В эпоху Просвещения врачебная этика получила сильный импульс к своему дальнейшему развитию. Она оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Важную роль при этом сыграли труды английского философа и правоведа И. Бентама,
который первым ввел термин «деонтология», обозначающий у него философскую теорию нравственности в целом [104, с. 226].
В настоящее время в медицине деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей [59, с. 57].
В России идеи гуманизма в медицине были широко распространены. Еще первые русские клиницисты С.Г. Зыбелин, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский писали о проблемах врачебного долга и обязанностях врача. Н.И. Пирогов, В.А. Манассеин, С.П. Боткин и многие другие выдающиеся медики XIX века выступали в студенческих аудиториях с лекциями о нравственном облике врача, о том, как он должен работать, какие обязанности накладывает на него профессия.
По мнению И.В. Мохиной, русским клиницистам удалось обосновать основные принципы индивидуального подхода к больным, как в научном, так и в морально-психологическом плане. Эти принципы лежат в основе всего отечественного медицинского образования [62, с. 18].
Исходя из основных положений медицины, деонтологии деятельности врача и психологии К.К. Платоновым была предпринята эмпирическая типология личности врача, в основу которой положена степень совпадения функций, соответствующих статусу врача, с его реальными личностно-характерологическими особенностями. В зависимости от направленности личности автор определил три типа врачей-специалистов:
- врач, ориентированный на разнообразные ценности;
- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.
Также им была предпринята попытка определения направленности личности врачей исходя из их индивидуально-психологических характеристик:
- врач, ориентированный на разнообразные ценности;
- врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер;
- врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей, в силу низкого духовного и нравственного уровня.
Предложенная К.К. Платоновым типология личности врача основана на преобладавшем в советской психологии периода 70-х годов методологическом принципе исследования и оценки личности как носителя определенных морально-этических норм, активность которой определяется ее социально-идеологической направленностью. В целом, следует отметить, что его работа была первой научной попыткой исследовать специфику психологических особенностей врача как субъекта профессиональной деятельности с позиций личностного подхода [71, с. 172 – 176].
И.И. Косарев подчеркивает, что подвиг, самопожертвование, служение долгу расценивались в отечественной медицине как норма поведения врача [46, с. 36]. С.Л. Соловьева также подчеркивает, что к специфическому содержанию профессиональной врачебной деятельности добавляется характерная для России особенность, связанная с тем, что врач вынужден выполнять профессиональные обязанности не только находясь на работе, в отведенном для этого месте, в отведенное для этого время, но практически всегда и везде, где окружающие информированы о его профессиональной принадлежности. При этом к наиболее профессионально значимым психологическим качествам врача относятся следующие его свойства: коммуникативная компетентность, аффилиация, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, сенситивность отвержению и уверенность в себе [88, с. 28].
Читайте также:
Сущность субкультуры
Начиная эту тему, необходимо дать определение понятия «Субкультура». Здесь есть определенная сложность, так как определений, что такое «Субкультура», очень много. Приведу различные (не очень много)- от энциклопедических до определений уча ...
Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков
В связи с поставленными задачами в качестве основных эмпирических методов использовались три диагностические методики.
1. Характерологический опросник К. Леонгарда [Приложение 1].
Данный опросник предназначен для диагностики типа акцент ...
Нейротизм/Стабильность
Нейротизм (N) - второй тип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происх ...