Психологический портрет врача

Информация » Психологический портрет врача » Психологический портрет врача

Страница 2

Так, И.М. Тылевич и А.Я. Немцева среди коммуникативных копинг-ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют, прежде всего, эмпатию, аффилиацию, сенситивность к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций [96, с. 192].

В.А. Ташлыков указывает на психологическое качество обеспечивающие адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач – больной», является эмпатия – способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понятие эмпатии как постижение эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии:

1) эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации;

2) когнитивной эмпатии (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии);

3) предикативной эмпатии – проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции [94, с. 36].

Эмоциональное соучастие, по мнению Н.Н. Петровой помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно – диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больных субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случаях симулятивного поведения. Однако, при очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость – качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Избыточное эмпатическое вовлечение в переживания больного приводит к эмоциональным перегрузкам, эмоциональному и физическому истощению [70, с. 226 – 228].

В основе психологического портрета врача лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находится вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В психологической литературе эта психологическая черта обозначается термином «аффилиация». Так, по мнению Е.П. Ильина в работе врача, которая отличается длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии [30, с. 278].

На другую важную психологическую характеристику и составляющую психологического портрета врача указывает Б.А. Ясько. По его мнению, эмоциональная стабильность – это особое необходимое качество личности врача, которое определяется в уравновешенности при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больным избегать «психологических» срывов, конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывает у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений [107, с. 32 – 36].

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Понятие феномена одиночества
Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу ле ...

Предмет, структура и задачи современной социальной психологии
Специфику науки, возможность ее отделения от других наук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нет общепринятого представления о предмете социальной психологии. Каждое психологическое направление по-своему решае ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно. Ощущения и восприятия. О ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта