Также одной из частых причин дисгармоничного семейного воспитания ребенка с церебральным параличом является ранняя материнская депривация. По данным Е. В. Крыжко, детей до 70% с церебральными параличами имеют в анамнезе указания на то, что в первые часы жизни у них отмечались серьезные нарушения, требующие реанимационных мероприятий. Большинство этих новорожденных были разлучены с матерью, нередко на длительные сроки (на 1,5— 2 месяца). После выписки родители нередко стремятся компенсировать ребенку недостаток положительных эмоций путем излишнего удовлетворения потребностей своих детей.
Сравнительный анализ семей, имеющих здоровых детей и семей детей с церебральными параличами, обучающихся в специализированной школе «Динамика», выявил значимые различия по типам семейного воспитания (отличие по критерию Пирсона х2 = 67,3). Неправильное воспитание в семье получали всего 20% здоровых детей и 78% детей с церебральными параличами. При этом чаще всего такое воспитание носило характер гиперпротекции.
По мнению М. Раттер, воспитание в семье детей с церебральными параличами, как правило, приобретает характер гиперпротекции по следующим причинам:
• как следствие осложнений при родах и наличия дефекта у детей;
• как реакция на враждебное отношение к своему ребенку и неприятие его;
• как стремление компенсировать негармоничные супружеские отношения;
• как стремление родителей компенсировать недостаток родительского тепла в их собственном детстве путем излишнего удовлетворения потребностей своих детей.
Э. Г. Эйдемиллер выделяет два типа гиперпротекции: потворствующую и доминирующую.
Потворствующая гиперпротекция характеризуется стремлением членов семьи к максимальному удовлетворению потребностей ребенка, находящегося в центре внимания. При этом типе воспитания у ребенка ограничены возможности проявления самостоятельности, формируется его полная зависимость от родителей, личность приобретает черты эгоцентризма и демонстративности.
При доминирующей гиперпротекции ребенок также находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако при этом он постоянно сталкивается с мелочным контролем, с различными ограничениями и запретами, полностью лишен самостоятельности. Нередко это провоцирует реакции негативизма и эмансипации, аффективные вспышки. Личность, формирующаяся таким образом, характеризуется астеническими чертами.
Помимо гиперпротекции, Э. Г. Эйдемиллер выделяет патологизирующее семейное воспитание по типу повышенной моральной ответственности, которое также иногда применяется в семьях, имеющих ребенка с церебральным параличом. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям, формирует личность с тревожно-мнительными чертами. Для родителей, склонных к этому типу воспитания, диагноз ДЦП часто звучит как приговор. Они ставят перед собой цель во что бы то ни стало вылечить больного ребенка, поставить его на ноги. Для этого они постоянно консультируют больного у разных врачей, иногда экстрасенсов, колдунов, ищут новейшие методики лечения (медикаментозного, оперативного, массажа, гипсования и пр.), буквально изнуряя ими ребенка. При этом ребенок попадает в условия не только не способствующие нивелированию последствий неблагоприятных перинатальных факторов, но, напротив, усугубляющие их.
Читайте также:
Психологическая характеристика потерпевшего
Автор целиком и полностью согласен с В.Л. Васильевым, который выделяет в своей работе психологию потерпевшего в отдельную главу в отличие от других авторов.
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до ...
Концепции конвергенции и противоречия двух факторов
детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобр ...
Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для ...