Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников

Информация » Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников

Страница 3

В специальной литературе отмечается то, что дети с ОНР вспоминают определенное количество предметов, стихов, небольших текстов с большим трудом. Отмечается их быстрая утомляемость, отвлекаемость, детям трудно выделить новый предмет, действие, они отвлекаются на второстепенные признаки и детали. Обращается внимание на неумение выслушать до конца двух-трехступеньчатую конструкцию, удержать ее в памяти, выполнить задание по ней [7].

В сравнительных исследованиях дошкольников с ОНР и нормально развитой речью Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой, Э.Л. Фигередо (1991) представлены результаты исследования психических функций, в частности, мнестических функций. Эти исследования позволяют заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии [1].

На особенности вербальной памяти детей с недоразвитием речи указывал И.Т. Власенко [3]. Автор исследовал, как у детей данной категории устанавливаются речесмысловые связи с помощью внешнезаданных предметных опор, опосредствующих смысловое запоминание. Почти все дети с ОНР периодически воспроизводили замену нужного слова другим (вербальная парафазия).

В исследованиях памяти у детей с моторной алалией Р.И. Мартыновой выяснилось, что запоминание у детей с алалией слабее, чем у детей с нормальным речевым развитием, что проявилось в неточности запоминания предложенного материала, замене предложенных слов синонимами [19].

Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. отмечают, что речевая недостаточность (ОНР) сказывается и на развитии памяти [29]. В сравнении с детьми с нормальным речевым развитием, у детей с ОНР заметно ниже запоминание вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, повторное называние слов. Дети часто забывают сложные конструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. У наиболее слабых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной сферы. Патологические проявления речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р., считают авторы, обусловлены совокупностью нарушения речевых средств, деятельности общения и вторично обусловленным отставанием опосредованных речью психических процессов, в т.ч. и памяти [29, с. 73-74].

Мастюкова Е.М. отмечает нарушение вербальной памяти у детей с моторной алалией, у которых обнаружилась недостаточность и других высших корковых функций (особенности пространственного синтеза, лицевого гнозиса и др.) [20].

При изучении особенностей мнестической деятельности дошкольников в общим недоразвитием речи Дроздова Н.В., Перкова С.Е. выявили, что запоминание словесного материала у дошкольников с ОНР протекает значительно труднее, чем образов, в отличие от нормально говорящих сверстников [11]. Память детей с ОНР характеризуется более узким объемом запоминаемого материала, пониженной точностью воспроизведения словесных раздражителей и слабой прочностью удержания речевых сигналов. Было также отмечены затруднения при отсроченном воспроизведении у дошкольников с ОНР, снижение внимания, повышенная утомляемость и отвлекаемость. Отмечаются ошибки при воспроизведении словесных раздражителей: повторение одних и тех же слов, добавление «лишних» слов, наличие вербальных парафазий [11, с. 78].

С.Ф. Левяш и Л.С. Сорчик провели исследование мнестической деятельности детей с дизартрией и моторной алалией [17]. Анализ результатов показал, что у детей с тяжелыми нарушениями речи существует корреляционная зависимость нарушения памяти от вида речевого нарушения. У детей с моторной алалией выявлена низкая способность к смысловой обработке информации и ограничен объем вербальной памяти по сравнению с кратковременной зрительной и слуховой памятью. Мнестическая деятельность у детей с моторной алалией не сформирована в большей степени, чем у детей с дизартрией. Для детей с алалией характерна низкая интеллектуальная активность в процессе запоминания и воспроизведения, слабая прочность удержания речевых сигналов, низкая точность воспроизведения словесных раздражителей [17, с. 97].

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Роль игровой деятельности в развитии внимания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Игровая деятельность – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игровая деятельность влияет ...

Противоречия индивидуального развития
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального разв ...

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений матема ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта