В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Деятельность - один из уровней изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Выготского главным моментом, определяющим развитие, является знак, то для Рубинштейна – деятельность. Если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.
В отношении структуры деятельности выдающимися отечественными психологами были разработаны во многом сходные позиции: Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. Чем определяется деятельность? Деятельность определяется своим объектом, говорит Рубинштейн, и, казалось бы, здесь можно усмотреть аналогию с под-ходом бихевиористов – внешние причины определяют активность; однако-и это принципиально – деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Это означает, что внешние причины действуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное Рубинштейном понимание принципа детерминизма.
При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность, имеющая сложную многоуровневую структуру. С точки зрения Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. Рубинштейн отличает деятельность от поведения; точнее сказать, в его понимании, поведение – особая форма деятельности. Причем для Рубинштейна поведение – нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы.
Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения являются поступок. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то Рубинштейн, как отмечал один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности.
Отметим еще один принципиальный момент. Психическое Рубинштейн рассматривал, прежде всего, как процесс - движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощающийся в продукт (результаты) – образы, понятия, состояния и др. Сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним. Наиболее ярко это было показано на примере мышления, включающего логические, математические и другие операции. При этом мышление, как процесс, связано с мышлением, как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями. Как отмечал А.В. Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психологии. Психология, понятая с позиций Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром. Крупнейшие ученики и последователи С.Л. Рубинштейна – К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин.
Еще одной авторитетной теорией в советской психологии является теория отношений В.Н. Мясищева (1892-1973 гг.), представляющая особый подход – в рамках марксисткой методологии – к проблемам личности. Основные стороны психической жизни, по Мясищеву, - психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и про-являющиеся друг в друге.
Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера – превращенные отношения и т.д. Через противоречивые отношения В.Н. Мясищев рассматривал неврозы. Известный отечественный психолог Б.М. Теплов (1896-1965 гг.) в ранний период творчества провел цикл исследований в области психологии восприятия.
Читайте также:
Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстро ...
Профориентация сегодня, проблемы, перспективы
Что же изменилось в российской профориентации сегодня, в начале XXI века?
В конце 2003года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации. В 2004году было ликвидировано Министерство труда и социального развития РФ, в кот ...
«Развитие»
В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказ ...