Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и суициду.
Характеризуя одиночество, как психологическое состояние, следует сказать о том, что прежде всего оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.
От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его будущей судьбе. В таком общении формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).
Часто у родителей возникает ощущение, что далеко не все у ребенка идет хорошо, и у них растет желание вмешаться и помочь. В то же время они осознают, что вмешательство может и навредить, что ребенок должен сам решать свои проблемы. Когда ребенка физически или морально унижают при явном неравенстве сил, тогда вмешательство взрослого ни в коем случае не должно ограничиваться «трепкой» обидчикам. Этим можно лишь добиться того, чтобы по отношению к ребенку прекратились недопустимые действия, но нельзя заставить сверстников принять и полюбить его. При этом ребенку впредь не будет комфортно в коллективе. Отсюда начинается развитие чувства одиночества.
Что же становится причиной отвержения? Исследования психологов выявили характерные особенности про «жертв». Это, во-первых, неадекватность защитных реакций на обиды; во-вторых, повышенная чувствительность детей к тому, как к ним относятся окружающие; и, в-третьих, некоторые физические особенности и личностные черты. Подобные особенности поведения делают этих людей мишенями для насмешек, «козлами отпущения», что в свою очередь усугубляет обособление личности.
Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и ровесников.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно- групповым.
Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
Читайте также:
Основные ветви, разделы этнопсихологии
В мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и п ...
Чувство неполноценности и чувство общности
А.Адлер считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное ч ...
Типы семьи
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализац ...