Индивидуальные эффекты на рынке труда, потребительском рынке и регуляции отношений между правительством и гражданами могут быть двух типов: затраты и результаты.
Реальный экономический статус человека и субъективные психологические оценки его чаще всего не соответствуют друг другу. Можно встретить несколько вариантов отражения в сознании реального имущественного положения. Адекватное, когда психологическая оценка и реальное экономическое положение практически совпадают. Второй вариант – это завышенная самооценка, когда представления о своем экономическом статусе превышает реальное имущественное положение, т.е. человек воспринимает себя как более богатого или менее бедного, чем он есть реально. И третий вариант – это заниженная самооценка, когда человек оценивает себя как более бедного или менее богатого, чем он есть на самом деле [27].
Объективный экономический статус – конкретное экономическое положение человека, которое определяется реальными источниками дохода, наличием в собственности недвижимости, ценных бумаг, банков, фондов, уровнем доходов, доходом на одного члена семьи и т.д.
Субъективный экономический статус определяется как самооценка человеком своего материального благосостояния и своих экономических возможностей, отнесение себя к какой-либо имущественной группе (к богатым, людям среднего достатка, к бедным). В соответствии с этим критерием человек переживает свою принадлежность к определенной социальной группе, ведет себя в соответствии с ее стандартами, нормами поведения.
По данным исследований А.Л. Журавлева и др. [18]. субъективный экономический статус влияет на ценностные ориентации, а именно:
А) личности, высоко оценивающие свой уровень материального благосостояния, ориентированы, прежде всего, на материальную обеспеченность, здоровье и семейное благополучие, к достижению которых они стремятся посредством предприимчивости, независимости и честности; в отличие от других они придают значение таким инструментальным ценностям, как богатство и собственность, непримиримость к недостаткам в себе и в других.
Наиболее привлекательными для респондентов с низким СЭС являются ценности здоровья, семьи и работы, ради которых они придают большое значение таким ценностям-средствам как честность, образованность, твердость воли и терпимость. В отличие от других респондентов эти люди отличаются выраженной ориентацией на терпимость как инструментальную ценность.
В) с возрастанием СЭС меньшее значение люди начинают придавать работе, ответственности, воспитанности и жизнерадостности, а все большее значение для них начинают приобретать такие ценности, как активная жизнь, свобода и независимость, предприимчивость и смелость в отстаивании своих взглядов.
Читайте также:
Аддикция отношений
В чистом виде характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают «группу по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием встречаются, ходят друг к другу в гости, где проводят много вр ...
Теоретический анализ понятий контроля
Контроль – один из относительно совершенных механизмов регуляции познавательных процессов. Он опосредует отношения индивида со средой так, что учитываются и потребности личности и объективные свойства стимуляции.
Самоконтроль- осознание ...
Темперамент и личность
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лиш ...