Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].
В психологии деньги рассматриваются как мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых и иррациональных коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх [35].
Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.
Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений [50]:
базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;
сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;
повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;
психические расстройства, связанные с деньгами;
специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;
проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;
правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;
деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;
изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.
Читайте также:
Теории акцентуаций характера
Теперь перейдем к акцентуациям характера. Повторю еще раз, акцентуации — это крайние варианты нормальных характеров. В то же время отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (хотя и не в столь сильной степени ...
Визуально-коммуникативные характеристики субкультур
Каждая субкультура имеет свои особенные визуальные и коммуникативные характеристики. Они как неотъемлемые правила и неизменные аспекты поддерживаются членами общества, придавая субкультуре идеализированность и поддерживая определенную тем ...
Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с
психофизическими нарушениями
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволила человеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недост ...