Stewart установил, что отцами гиперактивных детей часто бывают алкоголики, лица, отличающиеся антиобщественным поведением. В аналогичных работах Morrison, Stewart и Gantwell было показано, что среди родителей и взрослых родственников детей с ЛДМ часто проявляются алкоголизм, асоциальное поведение и истерия. Gillberg установил, что матери детей с ЛДМ очень часто (56%) сами требуют наблюдения психиатра.
Из сказанного, с одной стороны, следует, что проявления ЛДМ будут сильнее выражены у детей с недостаточным или неадекватным воспитанием С другой стороны, нужно признать, что ребенок с ЛДМ часто сам создает условия которые могут явиться причиной распада семьи.
Вместе с педагогическим воздействием на детей с ЛДМ, осуществляемым с помощью специальных педагогических средств педагогами-профессионалами, в общей реабилитации ребенка немалую роль играет семья. Дети с ЛДМ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот и становится меньше радостных минут, ребенок не оправдывает их ожиданий. Воспитание такого ребенка требует мудрого и терпеливого подхода воспитателя, зрелого во всех отношениях. Кроме того, родители, берущие на себя ответственную рань воспитателей, должны быть хорошо ознакомлены с проблематикой ЛДМ и со специфическими особенностями развития своих детей. Они как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях, и сознательно подойти к этой трудной работе. Sturma обращает внимание на некоторые общеизвестные неправильные типы родительского отношения, которые при воспитании детей с ЛДМ приобретают особо выраженные формы, и последствия их для формирования детской личности весьма серьезны. К ним относятся:
• расхождения во взглядах родителей на воспитание;
• воспитание с излишней требовательностью;
• авторитарное, педантичное воспитание;
• неуравновешенность.
Здоровое семейное воспитание, основанное на истинной любви к ребенку, способствует пониманию им того, что свои личные интересы и потребности он должен согласовывать с мнением других людей. Такое воспитание может помочь ему преодолеть трудности, связанные с синдромом ЛДМ. Одним из условий успеха воспитания в семье является педагогический оптимизм, базирующийся на той истине, что с помощью комплексного терапевтического, психологического и специального педагогического воздействия, а также при правильных условиях воспитания в семье можно воздействовать на недостатки ребенка и даже совсем устранить их. Свою роль здесь играет и тот факт, что нарушения при ЛДМ имеют обратимый характер и что на каждой более высокой стадии развития их интенсивность снижается, а некоторые из них исчезают. Из педагогического оптимизма и любви к воспитываемому ребенку в дальнейшем формируется правильное отношение к нему. Оно проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это потребуется. Такая помощь со стороны родителей и других членов семьи ребенку прежде всего требуется в области эмоциональных контактов. Дети часто страдают эмоциональным напряжением, которое приносит им чувство страха, тоски, неуверенности, беспокойства, потерю веры в себя, но также и раздражительность, колебания настроения и т. д. Ребенок с помощью родителей может избавиться от повышенного эмоционального тонуса, например общими попытка ми изменить ситуацию, которая была причиной его возникновения. Это могло быть какое-то домашнее задание, ставшее проблемой, которую якобы невозможно решить только потому, что ребенок не может разделить его на отдельные части и решать постепенно. Родители должны объяснить, что задание не содержит ни чего такого, чтобы его нельзя было выполнить и т. д., и показать путь постепенного выполнения задания. За хорошо сделанную первую часть задания ребенка следует похвалить и тем самым стимулировать его на выполнение всего задания. Однако ситуации, приводящие к повышению эмоционального тонуса, часто бывают гораздо более сложными, чем в приведенном примере. Тем не менее для всех этих ситуаций действует правило, что если родители стремятся понять причины неправильного поведения ребенка, проявляют истинный интерес к проблемам, с которыми он не может справиться, то они облегчают ему решение этих проблем. Ребенка нужно внимательно выслушать каждый раз, когда он хочет вам что-то рассказать, поделиться своими впечатлениями, радостями или горестями. Семейная среда должна предоставить ему возможность и для проявления чувств (как положительных, так и отрицательных), потому что после этого у ребенка резко снижается эмоциональное напряжение.
Желание помочь ребенку во всех его неудачах подразумевает необходимость как можно лучше познать личность воспитываемого, реально оценивать его способности и возможности и требовать от него только того, что он может сделать. Если мы хорошо знаем ребенка, то мы тем лучше и легче вызовем или направим его стремление к такому виду деятельности, в котором он будет иметь успех. Это необходимо особенно для детей, которые уже теряют веру в свои возможности и уверенность в себе. При выполнении правильно избранной работы они могут вернуть веру в свои силы. Речь идет об участии в физкультурных секциях, о работе в кружках по интересам, о домашней работе. Однако нельзя забывать и о поощрениях ребенка, прежде всего хвалить за его успехи и хорошо выполненное задание, которое было ему дано.
Читайте также:
Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных
особенностей врача
Профессия врача - одна из самых древних и почитаемых на земле. Она является выражением свойственной человеку потребности оказывать помощь страждущему. Во все времена у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Для общества совсем не ...
Экзистенциальные потребности человека
Фромм считает, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами (как, например, влечение к смерти в теории Фрейда). Фромм утверждал, что конфликт ...
Особенности эмоционально-личностных отношений
матери и ребенка-инвалида
Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные св ...