Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определёнными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности, независимо от её содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.
Слово темперамент - латинского происхождения (temperamentum), означающее соразмерность, соотношение частей.
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V-IV вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (sanguis - лат.), лимфа (phlegma - греч.), желчь (chole - греч.), и чёрная желчь (melas chole - греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический) [4].
В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли последователь идей Гиппократа римский врач Гален (II в. н.э.), немецкий философ Иммануил Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог Вильгельм Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Эрнст Кречмер, американский социолог Уильям Герберт Шелдон, русский физиолог Иван Петрович Павлов и другие исследователи [39].
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решённых проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всём существующем разнообразии подходов большинство исследователей признаёт, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными [21].
Несмотря на выше описанную ситуацию с наличием в современной психологической науке некоторых разногласий относительно темперамента, тем не менее, в настоящее время можно считать, что понятие темперамент вполне определилось.
"темперамент - индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия" [4, с.8].
Темпераментом, по мнению Бориса Михайловича Теплова, называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся в: эмоциональной возбудимости; большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств; быстроте движений, общей подвижности человека [19]. "Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой" [21, с.553].
Борис Герасимович Ананьев относил к темпераменту "…те индивидуальные особенности организма, которые определяются деятельностью двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата" [44, с.441].
"Темперамент - это те врождённые особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде" [46, с.428].
Однако наиболее развёрнутое определение темперамента дал Владимир Дмитриевич Небылицын, который предлагал выделить три ведущих компонента темперамента: первый характеризует общую психическую активность индивида, второй - его моторику, а третий - эмоциональность. В свою очередь, каждый из вышеуказанных компонентов обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений. При этом важнейшая роль принадлежит психической активности индивида, сущность которого заключается, главным образом "в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности" [44, с.442].
Читайте также:
Виды игр
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир жи ...
Основные принципы психокоррекционой модели
В основе психокоррекционой модели помощи семьи лежит несколько принципов:
-индивидуальный подход. Объектом анализа и воздействия в рамках консультативной психологической помощи всегда является конкретная семья с присущими только ей особе ...
Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, ...