Таким образом, И.П. Павлов полагал, что индивидуальные особенности высшей нервной деятельности проявляются в различной скорости образования и упрочнения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток, а также в различных поведенческих реакциях организма, его общем тонусе, работоспособности и продуктивности. При этом для каждого индивидуума характерна своя комбинация основных свойств корковой деятельности, чем и определяется особенность ВНД. Такую определённую совокупность основных свойств нервной системы Павлов назвал типом ВНД. При этом И.П. Павлов полагал, что сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов являются результатом унаследованных и приобретённых индивидуальных качеств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма и среды, проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы, её высших "этажей", обеспечивающих высшую нервную деятельность [48, с.502].
Ганс Юрген Айзенк предложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трёх базисных свойствах личности - об экстра/ и интроверсии, о нейротизме и психотизме.
По Г. Айзенку, экстраверт - это открытый, общительный, социабильный, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт - это спокойный, необщительный, замкнутый, застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под особым контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В.Д. Небылицына.Г. Айзенк считает, что экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры [48, с.501-502].
Большой вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внёс Борис Михайлович Теплов. Его работы, посвящённые изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на эту проблему, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.
Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:
1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
2) Возбудимость внимания - это свойство темперамента обуславливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Б.М. Теплов видел в "энергизации деятельности" в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)
4) Тревожность. Под тревожностью Б.М. Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причём он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путём преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
Читайте также:
Помощь специалистов родителям
Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постара ...
Коррекция стиля жизни
индивидуальная психология адлер
В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьм ...
Участие семьи в воспитании, лечении и абилитации детей с умственной
отсталостью
Семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его лечении. Невозможно достигнуть значительного успеха в лечебном и коррекционном педагогическом процессе, абилитации больного, помочь ему реализовать потенциальные возмо ...