В современном обществе огромной популярность пользуются книги популярной психологии и всевозможные психологические руководства в стиле «Помоги себе сам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, но насколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно ли им доверять?
Если обратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина, то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».
Другие авторы говорят о необходимости «встать на место собеседника», чтобы понять его и в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, который
главным условием развития Я - концепции считал «способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».
«Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.
В соответствие с целью курсовой работы были определены особенности понимания «Я» в различных теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя). А также подробно описаны особенности феноменологического подхода в изучение «Я концепции».
В работе показаны основные теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования и развития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложность измерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов, которые являются основным показателем в настоящее время.
В курсовой работе огромное место занимает описание феноменологического подхода в понимание «Я-концепции», его основных положений. Можно заметить, что призывы в популярной психологии «нужно менять не ситуацию, а отношение к ней», полностью повторяют главную идею феноменологического направления, в котором базовым понятием является – восприятие. Согласно этому подходу, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.
В данной работе описан подход К. Роджерса как представителя гуманистической психологии, который также говорит о том, что «поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности».
В Я-концепцию также включают и такое понятие как социальная идентичность (этническая идентичность). В соответствие с задачами, подробно описана роль идентичности в формирование положительной Я-концепции, а также основные положения теории эго-психолога Э. Эриксона.
В курсовой работе нет критики популярной литературы по психологии. Данная работа показывает основные первоисточники, а также отмечает, что идеи феноменологического подхода являются наиболее востребованными у современной аудитории читателей.
Читайте также:
Социальные и культурные предпосылки манипуляции
В изучении проблемы манипуляции в психологии использовались в основном материалы описательного характера, полученные с помощью метода наблюдения или же основанные на собственном опыте. Акцент в рассмотрении данной проблемы оказался чрезме ...
Методология экспериментальных исследований личности
В настоящее время принято выделять три основных способа сбора информации о личности, а данные, полученные этими способами, часто называют L-, Q- и Г-данными.
Данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседн ...
Методика К. Томаса
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. У ...