Одной из интересных отечественных работ по определению приоритета культурно-территориального или классового фактора является кросскультурное исследование отношения к деньгам, проведенное О. Дейнекой и О. Дворкиной (табл.1).
Таблица 1. Различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп
Представители социальных групп |
Денежное поведение |
Осведомленность о наличии денег в кошельке |
Сбалансированность вклада и отдачи |
Банкиры |
Ограничение в тратах |
Чаще знают, сколько |
Сбалансированное |
Вузовская интеллигенция |
Без особых ограничений |
Чаще не знают |
Несбалансированное |
Предприниматели малого бизнеса |
Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность |
Знают о деньгах в кошельке и наличности |
Сбалансированное при получении второго образования |
Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть [10].
Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.
Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.
Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности [20].
В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.
В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).
Читайте также:
Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...
Отношение родителей к болезни ребенка
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за ра ...
Динамическая теория личности и группы К. Левина
Теория немецкого психолога К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, ...