Отмечена негативная динамика в оценке своего материального положения «после кризиса» в сравнении с «докризисным» периодом, и, что вызывает особые опасения, снижение такого показателя, как социальный оптимизм. Государственные служащие не могут прогнозировать и, соответственно, планировать свое будущее, не всегда уверены в завтрашнем дне, хотя они гораздо оптимистичнее в оценках своего благополучия, чем население в целом. Главными стимулами, привлекающими на государственную службу, являются социальные гарантии и защищенность в кризисных ситуациях, стабильность занятости, и только после них - материальная составляющая.
Как показали некоторые исследования, государственным служащим свойственны рассогласования и противоречия, отражающиеся на отношении к деньгам, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить противоречие между необходимостью соблюдать государственные и общественные интересы и желанием учитывать личные интересы и мотивацию. Анализ поведения госслужащих свидетельствует о преобладании у них рутинного и показного поведения, в меньшей степени мы можем говорить об активном поведении.
Выявлено, что существуют стереотипы в среде чиновников (недостаточно высокая заработная плата) и стереотипы, распространенные в обществе (высокая зарплата чиновников и возможность использования служебных полномочий в личных целях), что свидетельствует об их противоречивости. Чиновники считают, что их денежное содержание не соответствует реальному трудовому вкладу, т.е. налицо статусная рассогласованность между инвестициями и вознаграждениями [51].
Интересен тот факт, что еще в прошлом веке люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтобы опровергнуть общепринятое мнение, А. Смиту пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.
А. Смит выделяет пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
1) приятность или неприятность самих занятий;
2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
3) постоянство или непостоянство занятий;
4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
5) вероятность или невероятность успеха в них».
Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение [48].
Мотивация денежного поведения государственных служащих определяется следующими факторами: преобладанием либо ресурсосберегающих потребностей и мотивов, либо ориентацией на максимальный результат, на приращение ресурсов; направленностью на «позитив» (уменьшение долгов и вложение средств в будущие доходы) или «негатив» (дополнительное вовлечение средств в текущее потребление).
В отличие от государственных служащих, представители коммерческих структур должны иметь высокий уровень образования, высокую квалификацию. Все это связано с требованиями, которые диктует структура коммерческих организаций.
Основным критерием, который является принципиальным для определения статуса коммерческий компании, выступает одновременное сочетание права собственности и факта управления предприятием. И изнутри самого бизнеса такое различение достаточно очевидно. Оно выделяет собственников, владельцев и хозяев бизнеса, тех, кто ежедневно рискует своим состоянием, своей судьбой и судьбами других людей среди наемных работников любого ранга: от управляющих, финансовых и коммерческих директоров, высококвалифицированных специалистов до рядовых исполнителей, секретарей, водителей, клерков. Наемные работники, даже специалисты высокого класса - в случае неудачи предприятия рискуют своим заработком, своим рабочим местом [13].
Читайте также:
Периферическая теория эмоций
По моему мнению, теория Джемса—Ланге является единственной, объясняющей существование в эмоциональном состоянии специфических телесных явлений. Рассматривая телесные явления как результат (а не как причину) эмоции, старые теории сделали э ...
Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника
По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время бла ...
Типы детско-материнской привязанности и методика их оценки
Общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика Эйнсворт М.(1979). В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младе ...