Для выяснения влияния категориальной структуры сознания на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца нам необходимо построить субъективные семантические пространства матерей. Предположим, что в процессе реальной речевой деятельности при свободном высказывании о смысле материнства матери обозначили актуальные для себя модели поведения.
Формой существования значений в индивидуальном сознании А. А. Леонтьев считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности. «Психологическая структура значения есть в первую очередь система дифференциальных признаков значения, соотнесенная с различными видами взаимоотношения слов в процессе реальной речевой деятельности, система семантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическое понятие, а в динамике коммуникации, во всей полноте лингвистической, психологической социальной обусловленности употребления слова».
В результате вербального ассоциативного эксперимента было выявлено 809 лексических единиц, в которых отразилось 40 признаков материнства.
Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цветоассоциатив-ного эксперимента и поданным «Атласа личностных черт» Шмелев.
После проведения классификации лексические единицы распределены по 14 классам. Проведем факторный анализ классов семантически близких слов у матерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «—» (любовь не упомянули).
В результате факторного анализа получены следующие результаты.
У матерей с СП Оценка «+» выделено шесть факторов материнского отношения: дружелюбие, активность, эмоциональная устойчивость, сознательность, интеллект, воспитание. Факторы интерпретированы по факторным нагрузкам при помощи «Атласа личностных черт».
Пять из них приближается по своей структуре к факторам Большой Пятерки (В5). Факторы В5 принадлежат к сравнительно поверхностному слою опыта, который отражает универсалии межиндивидуального взаимодействия и общения между людьми в любом социуме. Каждый фактор является определенным критерием оценки другого или самооценки с позиций социальной детерминации человеческого поведения.
Можно сделать вывод, что категориальная система матерей с СП Оценка «+» содержит критерии оценки и самооценки, существенные с точки зрения обобщенного социального опыта.
СП Оценка «—» содержит шесть факторов: уступчивость, долженствование, ригидность, добросовестность, интеллект, привлечение другого (табл. 1).
Факторы отличаются от универсальной системой межиндивидуального взаимодействия В5. Это означает, что структура категориальной системы матерей с СП Оценка «-» содержит критерии оценки и самооценки, имеющие для женщин личностный смысл.
Факторы-категории материнского отношения — это прототипы поведения, существующие на минимальном уровне обобщенности, которые задают направление всей дальнейшей деятельности.
Матери с СП Оценка «+» эмоционально близки к ребенку, близость поддерживается переживаемым чувством удовольствия от контакта с ним. В отношении к ребенку они проявляют заботливость, активность, то есть следуют за быстро меняющимися потребностями ребенка, эмоционально устойчивы, сознательны.
Для матерей с СП Оценка «—» ребенок является источником напряжения, они эмоционально далеки от него. В случае социально адаптированных матерей их отношение к ребенку проявляется как добросовестность, долженствование, уступчивость. Они ригидны в отношении ребенка, их уход основывается не на следовании за его потребностями, а на собственном знании о существующих схемах ухода и воспитания. Эмоциональное переживание матери — терпение, самопожертвование. Потребность в эмоциональной близости реализуется в нежности, значение которой — привлечение другого.
Выявленные различия моделей поведения матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «—» нами рассматриваются как различия значения и личностного смысла материнского поведения.
Если это так, то будет выявлено влияние уровня материнской тревожности, экстраверсии и нейротизма на модели материнского поведения у матерей с СП Оценка «—» и устойчивость матерей с СП Оценка «+» к влиянию этих факторов.
Обнаруженное различие моделей материнского поведения должно сказываться на результате деятельности — состоянии соматического и эмоционального благополучия младенца.
Влияние факторов материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.
Согласно представлениям о ведущем возрастном уровне психического реагирования, у детей первых трех лет жизни отмечается избирательная чувствительность соматовегетативной сферы, легкость возникновения расстройств сна, аппетита, нарушений вегетативной регуляции. Нарушение контакта матери и ребенка проявляется как расстройства пищевого поведения, пищеварения, кожные аллергические реакции, повышенный аппетит, часто сопровождающийся расстройствами стула или пищеварения.
Читайте также:
Предмет и основные понятия этнической психологии
Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.
Долгое время общепризнанной категорией этнической психо ...
Основные виды памяти
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, ...
Как прожить адаптационный момент, научиться видеть и понимать друг друга
Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организация первого — адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Он труден и для ребенка, к ...